Сегодня я предложу вам на выбор некоторые звуковые карты, которые могут подойти для вашей домашней студии звукозаписи. Это не будет их подробный обзор - подробные обзоры различных девайсов обязательно будут иметь место в последующих постах, а будет скорее некое практическое рассуждение с небольшими уточнениями. И это будет, конечно, не реклама.
Вначале необходимо определить спектр возможных задач, которые вам предстоит решать в вашей домашней студии. От этого модели подходящих звуковых карт могут несколько варьироваться. Но я предлагаю вам остановиться, в данном случае, на универсальном, в каком-то смысле, варианте. Или нескольких практически равнозначных вариантах, но суть в том, что эти звуковые карты будут способны удовлетворить практически все ваши предполагаемые требования.
Прежде, чем приступить к выбору, я бы напомнил требования, которым должна отвечать ваша будущая профессиональная звуковая карта. Итак:
- Тип карты - внешняя;
- Конвертеры - А-класс;
- Частота дискретизации - 44 100 до 96 000 Hz - но, возможно и выше;
- Битность - 24 bit;
- Поддержка ASIO 2.0;
- Динамический диапазон - 100-114 dB - но, возможно и лучше;
- Выход для подключения наушников;
- Микрофонно-инструментальные входы с фантомным питанием (+48 V);
- Цифровой интерфейс S/PIDF I/O - коаксиальный или оптический;
- MIDI интерфейс;
- Соединение с РС по FireWire (IEEE 1394);
- и… карта должна быть многоканальной. То есть, с несколькими входами и выходами (I/O).
Возможности многоканальной звуковой карты.
Что дает наличие нескольких входов и выходов (каналов) у звуковой карты? Естественно, это дает уникальную возможность записывать и воспроизводить сразу несколько звуковых сигналов одновременно. А вот сколько именно? – решать вам. Вечная дилемма практической необходимости и финансовых возможностей.
Например, вы можете записать (оцифровать) струнный квартет, как четыре независимых источника звука, в момент одновременного, совместного исполнения ими музыкального произведения, а не записав их последовательно, по очереди, что сохраняет естественность самого исполнения, делая при этом процесс записи комфортным для музыкантов, привыкших играть вместе.
* Для осуществления такой многоканальной записи, как и воспроизведения, вам потребуется специальное программное обеспечение, а именно – многодорожечный (мультитрэковый) аудио редактор. Но об этом я расскажу в другой раз.
Таким образом, вы превращаете четыре сыгранные партии в четыре отдельные звуковые дорожки, которые потом можно будет индивидуально обработать в аудио редакторе: разрезать, подвинуть, изменить громкость и панораму, наложить эффекты и т. д. Так же вы сможете вывести содержание звуковых дорожек на отдельные каналы вашего микшерного пульта, как для обычного прослушивания (мониторинга), так и для удобства последующей работы над этими дорожками.
Осуществляя редакцию, не стоит забывать о том, что все звуковые дорожки одной многодорожечной записи (мультитрэковой сессии) связаны между собой началом произведения – единой стартовой позицией, нулевой точкой отсчета. Или же отдельная звуковая дорожка имеет собственную стартовую позицию. В любом случае, все звуковые дорожки одной сессии, их стартовые позиции, взаимосвязаны и подчиняются общему темпу произведения, который измеряется в ударах в минуту – bpm.
При ошибках редактирования, часто происходит произвольное смещение стартовой позиции отдельно взятой дорожки. При этом сдвиге нарушается ее привязка к общему темпу сессии. Смещенная звуковая дорожка уже не будет звучать синхронно со всеми остальными. Исчезнет общая сыгранность партий, пропадет гармония, возникнет “разнобой” и неприятная звуковая “каша”. Будьте внимательнее и аккуратнее.
* Современные мультитрэковые аудио редакторы, как правило, имеют функцию квантизации (quantize), когда происходит выравнивание отдельных партий (их MIDI событий) относительно темпа проекта. А так же есть функция привязки стартовых позиций всех дорожек к музыкальному размеру и к ритмическим долям конкретной сессии, к определенной “сетке”: quantizie-to-grid, snap-to-grid. Подробнее об этом – позже.
Все современные звуковые карты по-умолчанию поддерживают режим Full-Duplex, т. е. они способны одновременно и воспроизводить, и записывать. Так вы сможете записать (или перезаписать) отдельно партию, допустим, скрипки. Музыканту, во время этого процесса, будут аккомпанировать остальные, записанные ранее, участники квартета. А точнее - их звуковые дорожки, выведенные на линейки (каналы) вашего микшерного пульта, которые скрипач будет слышать при помощи аудио мониторов или наушников.
* Раньше функцию звуковой карты в студии выполнял многоканальный ленточный магнитофон.
Но, в принципе, можно обойтись всего лишь двумя парами входов и выходов (2 х 2 I/O), записывая при этом все музыкальные партии последовательно, по очереди. Тогда обработка звуковых дорожек и последующее их микширование (сведение) будут происходить всецело в виртуальном (программном) микшерном пульте вашего мультитрэкового аудио редактора. И лишь уже смикшированный материал, т. е. сведенный микс, как результат соединения нескольких дорожек в одну общую - финальную стерео-дорожку, поступит на два аналоговых выхода вашей аудиокарты, соответственно, на “левый” и на “правый”. А затем, посредством коммутации - на микшерный пульт и на контрольные аудио мониторы.
Хотя, это разделение каналов на “левый” и “правый” – условно. Все каналы сгруппированы относительно своих прямых функций – разделены на входы (IN) и выходы (OUT). Каналы любой звуковой карты универсальны в своей группе и поэтому обозначаются лишь цифрами. Например, 1 и 2 OUT = первый и второй выходы. Они могут программно объединяться в стереопару и транслировать при этом полноценный стерео сигнал, и так же могут функционировать раздельно, транслируя два независимых моно сигнала.
Номера всех входов и выходов используемой звуковой карты будут идентично отображаться в вашем аудио редакторе и могут переназначаться в нем индивидуально. Вы можете его программными средствами направить любой оцифрованный сигнал (звуковую дорожку) на любой аналоговый выход карты. Архитектура всех современных звуковых карт очень гибкая и быстро настраивается пользователем под конкретную студийную ситуацию.
* Напомню. Все эти чудесные возможности вашей звуковой карты реализованы благодаря протоколу ASIO.
Звуковые карты для домашней студии.
Я буду просто рекомендовать, с учетом всего вышеперечисленного. И с учетом моего опыта. Правда есть еще один весомый фактор при выборе звуковой карты, это – ее стоимость. Я не стану предлагать вам слишком дорогие девайсы, но и слишком дешевые – тоже. Буду стараться быть ближе к “золотой середине”. В другом посте я обязательно сделаю подробный практический обзор некоторых интересных звуковых карт, а пока – ссылки.
Есть конечно и лучше, и на большее число каналов, но цена…
На сегодня оставляю вас в раздумьях. Скажу одно – из-за нынешнего роста обменного курса валюты, растет и цена этих звуковых карт. Поэтому будем надеяться на лучшее.
На связи!