пятница, 27 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Звуковая карта. Практика.

Многоканальная звуковая карта Приветствую, коллеги!

Сегодня я предложу вам на выбор некоторые звуковые карты, которые могут подойти для вашей домашней студии звукозаписи. Это не будет их подробный обзор - подробные обзоры различных девайсов обязательно будут иметь место в последующих постах, а будет скорее некое практическое рассуждение с небольшими уточнениями. И это будет, конечно, не реклама.

Вначале необходимо определить спектр возможных задач, которые вам предстоит решать в вашей домашней студии. От этого модели подходящих звуковых карт могут несколько варьироваться. Но я предлагаю вам остановиться, в данном случае, на универсальном, в каком-то смысле, варианте. Или нескольких практически равнозначных вариантах, но суть в том, что эти звуковые карты будут способны удовлетворить практически все ваши предполагаемые требования.

Прежде, чем приступить к выбору, я бы напомнил требования, которым должна отвечать ваша будущая профессиональная звуковая карта. Итак:

  • Тип карты - внешняя;
  • Конвертеры - А-класс;
  • Частота дискретизации - 44 100 до 96 000 Hz - но, возможно и выше;
  • Битность - 24 bit;
  • Поддержка ASIO 2.0;
  • Динамический диапазон - 100-114 dB - но, возможно и лучше;
  • Выход для подключения наушников;
  • Микрофонно-инструментальные входы с фантомным питанием (+48 V);
  • Цифровой интерфейс S/PIDF I/O - коаксиальный или оптический;
  • MIDI интерфейс;
  • Соединение с РС по FireWire (IEEE 1394);
  • и… карта должна быть многоканальной. То есть, с несколькими входами и выходами (I/O).

Возможности многоканальной звуковой карты.

Что дает наличие нескольких входов и выходов (каналов) у звуковой карты? Естественно, это дает уникальную возможность записывать и воспроизводить сразу несколько звуковых сигналов одновременно. А вот сколько именно? – решать вам. Вечная дилемма практической необходимости и финансовых возможностей.

Например, вы можете записать (оцифровать) струнный квартет, как четыре независимых источника звука, в момент одновременного, совместного исполнения ими музыкального произведения, а не записав их последовательно, по очереди, что сохраняет естественность самого исполнения, делая при этом процесс записи комфортным для музыкантов, привыкших играть вместе.

* Для осуществления такой многоканальной записи, как и воспроизведения, вам потребуется специальное программное обеспечение, а именно – многодорожечный (мультитрэковый) аудио редактор. Но об этом я расскажу в другой раз.

Таким образом, вы превращаете четыре сыгранные партии в четыре отдельные звуковые дорожки, которые потом можно будет индивидуально обработать в аудио редакторе: разрезать, подвинуть, изменить громкость и панораму, наложить эффекты и т. д. Так же вы сможете вывести содержание звуковых дорожек на отдельные каналы вашего микшерного пульта, как для обычного прослушивания (мониторинга), так и для удобства последующей работы над этими дорожками.

Осуществляя редакцию, не стоит забывать о том, что все звуковые дорожки одной многодорожечной записи (мультитрэковой сессии) связаны между собой началом произведения – единой стартовой позицией, нулевой точкой отсчета. Или же отдельная звуковая дорожка имеет собственную стартовую позицию. В любом случае, все звуковые дорожки одной сессии, их стартовые позиции, взаимосвязаны и подчиняются общему темпу произведения, который измеряется в ударах в минуту – bpm.

При ошибках редактирования, часто происходит произвольное смещение стартовой позиции отдельно взятой дорожки. При этом сдвиге нарушается ее привязка к общему темпу сессии. Смещенная звуковая дорожка уже не будет звучать синхронно со всеми остальными. Исчезнет общая сыгранность партий, пропадет гармония, возникнет “разнобой” и неприятная звуковая “каша”. Будьте внимательнее и аккуратнее.

* Современные мультитрэковые аудио редакторы, как правило, имеют функцию квантизации (quantize), когда происходит выравнивание отдельных партий (их MIDI событий) относительно темпа проекта. А так же есть функция привязки стартовых позиций всех дорожек к музыкальному размеру и к ритмическим долям конкретной сессии, к определенной “сетке”: quantizie-to-grid, snap-to-grid. Подробнее об этом – позже.

Все современные звуковые карты по-умолчанию поддерживают режим Full-Duplex, т. е. они способны одновременно и воспроизводить, и записывать. Так вы сможете записать (или перезаписать) отдельно партию, допустим, скрипки. Музыканту, во время этого процесса, будут аккомпанировать остальные, записанные ранее, участники квартета. А точнее - их звуковые дорожки, выведенные на линейки (каналы) вашего микшерного пульта, которые скрипач будет слышать при помощи аудио мониторов или наушников.

* Раньше функцию звуковой карты в студии выполнял многоканальный ленточный магнитофон.

Но, в принципе, можно обойтись всего лишь двумя парами входов и выходов (2 х 2 I/O), записывая при этом все музыкальные партии последовательно, по очереди. Тогда обработка звуковых дорожек и последующее их микширование (сведение) будут происходить всецело в виртуальном (программном) микшерном пульте вашего мультитрэкового аудио редактора. И лишь уже смикшированный  материал, т. е. сведенный микс, как результат соединения нескольких дорожек в одну общую - финальную стерео-дорожку, поступит на два аналоговых выхода вашей аудиокарты, соответственно, на “левый” и на “правый”. А затем, посредством коммутации - на микшерный пульт и на контрольные аудио мониторы.

Хотя, это разделение каналов на “левый” и “правый” – условно. Все каналы сгруппированы относительно своих прямых функций – разделены на входы (IN) и выходы (OUT). Каналы любой звуковой карты универсальны в своей группе и поэтому обозначаются лишь цифрами.  Например, 1 и 2 OUT = первый и второй выходы. Они могут программно объединяться в стереопару и транслировать при этом полноценный стерео сигнал, и так же могут функционировать раздельно, транслируя два независимых моно сигнала.

Номера всех входов и выходов используемой звуковой карты будут идентично отображаться в вашем аудио редакторе и могут переназначаться в нем индивидуально. Вы можете его программными средствами направить любой оцифрованный сигнал (звуковую дорожку) на любой аналоговый выход карты. Архитектура всех современных звуковых карт очень гибкая и быстро настраивается пользователем под конкретную студийную ситуацию.

* Напомню. Все эти чудесные возможности вашей звуковой карты реализованы благодаря протоколу ASIO.

Звуковые карты для домашней студии.

Я буду просто рекомендовать, с учетом всего вышеперечисленного. И с учетом моего опыта. Правда есть еще один весомый фактор при выборе звуковой карты, это – ее стоимость. Я не стану предлагать вам слишком дорогие девайсы, но и слишком дешевые – тоже. Буду стараться быть ближе к “золотой середине”. В другом посте я обязательно сделаю подробный практический обзор некоторых интересных звуковых карт, а пока – ссылки.

Есть конечно и лучше, и на большее число каналов, но цена…

На сегодня оставляю вас в раздумьях. Скажу одно – из-за нынешнего роста обменного курса валюты, растет и цена этих звуковых карт. Поэтому будем надеяться на лучшее.

На связи!

Обсудить эту статью на форуме.

среда, 25 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Звуковая карта. Теория.

Внешняя звуковая карта

Добрый день, коллеги!

Сегодня мы поговорим о такой важной вещи, без которой просто не будет вашей домашней студии. Это - звуковая карта (она же звуковая плата, аудиокарта или аудиоинтерфейс). Вы познакомитесь с процессами, происходящими на аппаратном уровне, с основами  цифрового звука, с понятиями и определениями, которые вам будут встречаться далее все чаще и чаще в моем блоге. Я расскажу так же о том, на какие нюансы следует обратить внимание при выборе звуковой карты.

Внутренняя звуковая картаЗвуковые карты предназначены для работы со звуком. Они бывают нескольких видов: интегрированная, внутренняя (internal) и внешняя (external). Интегрированные карты - по-сути, чипы на материнских платах, как правило довольно просты и не вполне подходят для ваших будущих задач. Они предназначены лишь для звукового сопровождения различных событий операционной системы или установленных приложений: звук в играх, в видео-файлах, наконец, просто воспроизведение музыки. Сделать с их помощью качественную аудио продукцию у вас не получится.

Внутренние звуковые карты делятся на “простые” (бытовые) и “серьезные” (остальные). “Простые” выполняют те же ограниченные функции, что и интегрированные. А вот “серьезные” уже рассчитаны на, действительно, серьезную работу с аудио материалом. Они отличаются наличием конвертеров ЦАП-АЦП (цифро-аналоговый / аналого-цифровой преобразователи) высокого класса, возможностью работы с высоким битрэйтом (bitrate - битность, разрядность файла) и сэмплрэйтом (samplerate - частота сэмплирования, частота дискретизации), поддержкой протокола ASIO * подробно о нем далее, и конечно хорошим показателем соотношения сигнал/шум (измеряется в децибелах – дБ, dB).

Внешние звуковые карты бывают только “серьезные”, т. е. полу-профессиональные и профессиональные. Они более всего удобны для применения в студиях звукозаписи, так как являются прежде всего многоканальными HDD-рекордерами, оцифровщиками аналогового аудиосигнала, и наоборот. * Еще звуковые карты различаются количеством каналов (вход / выход), но об этом – позже, в практической части. Пока же – теория.

Конвертеры ЦАП-АЦП (цифро-аналоговый / аналого-цифровой преобразователи).

Конвертеры обеспечивают преобразование входящего звукового сигнала из аналогового  состояния, т. е. естественного, природного, лишенного математической дискретности, в цифровое его представление - состояние, формат. И наоборот – из цифрового его представления в исходящий электрический сигнал, далее, уже с помощью усилителя, в звуковую волну. Собственно, в слышимый нами звук.

* Естественно, если сигнал приходит не с выхода микшерного пульта или синтезатора и не с выхода воспроизводящего устройства (во всех этих случаях, он уже представлен в виде непрерывного электрического сигнала), то ему предстоит вначале претерпеть преобразование в электрический сигнал с помощью мембраны капсюля микрофона или звукоснимателя гитары. И тут и там задействован принцип электромагнитной индукции.

Конвертеры высокого класса (A) позволяют преобразовать входящий аналоговый сигнал в цифровой с наименьшими потерями - погрешностями в подробности его представления. И преобразовать цифровой в аналоговый так же точно, т. е. качественно. С высоким битрэйтом и сэмплрэйтом. То есть, если вы запишите, например, голос с помощью звуковой карты с конверторами высокого класса, то он будет записан более качественно, естественно и с минимумом аппаратного шума. И чем выше будут параметры bitrate и samplerate, тем лучше будет ваша запись в плане качества, в плане приближенности к первоисточнику, к оригиналу.

Цифровой звук. Цифровой формат. Битрэйт и сэмплрэйт.

Цифровой звук, это - способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды. Допустим, мы имеем аналоговую звуковую дорожку хорошего качества и хотим ввести ее в компьютер, т. е. оцифровать, и желательно без потери качества. Как этого добиться и как происходит оцифровка?

Звуковая волна - это некая сложная функция, зависимость амплитуды звуковой волны от времени. Казалось бы, что раз это функция, то можно записать ее в компьютер "как есть", то есть описать математический вид функции и сохранить в памяти компьютера. Однако, практически это невозможно. Звуковые колебания нельзя представить аналитической формулой Как y=COSx, например. Остается один путь - описать функцию путем хранения ее дискретных значений в определенных точках. Говоря другими словами, в каждой точке времени можно измерить значение амплитуды сигнала и записать в виде чисел.

Однако и в этом методе есть свои недостатки, так как значения амплитуды сигнала мы не можем записывать с бесконечной точностью, и вынуждены их округлять. То есть, мы будем приближать эту функцию по двум координатным осям: амплитудной и временной Приближать в точках - значит, брать значения функции в точках и записывать их с конечной точностью. Таким образом, оцифровка сигнала включает в себя два процесса: процесс дискретизации – т. е. осуществление выборки и процесс квантования.

 Процесс дискретизации, это - процесс получения значений величин преобразуемого сигнала в определенные промежутки времени. Сэмплрэйт (samplerate), это - частота дискретизации (или частота сэмплирования) - частота взятия отсчетов непрерывного во времени сигнала при его дискретизации (в частности, аналого-цифровым преобразователем - АЦП). Измеряется в герцах (Hz).

Процесс дискретизации 

Квантование, это - процесс замены реальных значений сигнала приближенными с определенной точностью. Битрэйт (bitrate), это - уровень квантования, объем информации в единицу времени (bits per second). То есть, какое количество информации о каждой секунде записи мы можем потратить. Измеряется в битах (bit).

 Процесс квантования

Таким образом, оцифровка, это - фиксация амплитуды сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений. Так как значения амплитуды являются величиной непрерывной, нет возможности конечным числом записать точное значение амплитуды сигнала, именно поэтому прибегают к округлению. Записанные значения амплитуды сигнала называются отсчетами. Очевидно, что чем чаще мы будем делать замеры амплитуды (чем выше частота дискретизации, т. е. – выше сэмплрэйт) и чем меньше мы будем округлять полученные значения (чем больше уровней квантования, т. е. – выше битрэйт), тем более точное представление сигнала в цифровой форме мы получим.

Надо помнить, что частота дискретизации устанавливает верхнюю границу частот оцифрованного сигнала, а именно, максимальная частота спектральных составляющих равна половине частоты дискретизации сигнала. Значит, чтобы получить полную информацию о звуке в частотной полосе, скажем, до 22 050 Гц, необходима дискретизация с частотой не менее 44.1 КГц.

Проблемы цифрового звука.

Существуют и некоторые проблемы, связанные с оцифровкой звука. В цифровом звуке из-за дискретности информации об амплитуде оригинального сигнала появляются различные шумы и искажения. Точнее, когда этот звук будет преобразован обратно из цифрового вида в аналоговый, то в его звучании будут присутствовать упомянутые частоты и шумы. Так, например, джиттер (jitter), это - шум, появляющийся в результате того, что осуществление выборки сигнала при дискретизации происходит не через абсолютно равные промежутки времени, а с какими-то отклонениями, с погрешностью. То есть, если дискретизация проводится, например, с частотой 44.1 КГц, то отсчеты берутся не точно каждые 1/44100 секунды, а то немного раньше, то немного позже.

Из-за того, что входной сигнал постоянно меняется, то такая ошибка приводит к захвату не совсем верного уровня сигнала. В результате, во время проигрывания оцифрованного сигнала, в звуке может ощущаться некоторое дрожание и искажения. Появление джиттера является результатом не абсолютной стабильности аналогово-цифровых преобразователей.

Еще одной неприятностью является шум дробления. Напомню, что при квантовании амплитуды сигнала происходит ее округление до ближайшего уровня. Эта погрешность так же вызывает ощущение несколько грязного звучания.

Хранение оцифрованного сигнала.

Оцифрованный сигнал в виде набора последовательных значений амплитуды можно сохранить. Он хранится на жестком диске или в памяти компьютера в определенном формате. Это - PCM (Pulse Code Modulation) или WAV (Windows PCM/ADPCM) формат.

WAV формат - формат записи (стерео или моно) звука без сжатия. Так всего одна минута стерео записи звука сделанная с CD-качеством (частота дискретизации 44,1 КГц) содержит 60 с х 44 100Гц х 2 канала = 5 292 000 отсчетов. На каждый отсчет может приходиться 8 или 16 бит. Таким образом, в варианте 8 бит на отсчет, одна минута звука займет в памяти 42 336 000 бит = 5 292 000 байт. Около 5 Мб. Вот так.

Во время работы, вас будет интересовать прежде всего, именно WAV формат, WAV файлы. А отличаются они между собой, кроме длинны - времени звучания, еще и объемом, т. е. количеством данных. Чем выше битность (битрэйт) WAV файла и его частота дискретизации (сэмплрэйт) тем он подробнее. Чем WAV файл подробнее, тем больше он “весит”, тем значительнее его объем в байтах, тем больше места он занимает на жестком диске. Но его высокое качество оправдывает все эти условные моменты.

Протокол ASIO. Audio Stream Input/Output.

Логотип ASIO 

ASIO - компьютерный драйвер “серьезной” звуковой карты, предназначенный для работы с цифровым аудио, разработанный легендарной немецкой компанией Steinberg. Он обеспечивает низкое время ожидания отклика (low-latency) во время работы и является удобным интерфейсом для взаимодействия специализированного программного обеспечения со звуковой платой компьютера. Принимая во внимание, что DirectSound Microsoft обычно используется, как стерео вход и выход (stereo in / out) для нужд непрофессиональных пользователей, то ASIO драйвер позволяет музыкантам и звукорежиссерам обрабатывать свой аудио материал с помощью программного обеспечения Windows, вместо внешних “традиционных” аппаратных средств.

ASIO обходит, т. е. минует обычный путь от пользовательского запроса до слоя посреднических программ Windows таким образом, что данный пользовательский запрос соединяется непосредственно, напрямую с аппаратными средствами звуковой карты. Это обхождение значительно сокращает время ожидания отклика, сокращает задержку между запросами и, благодаря этому принципу, звуковая карта работает с аудиосигналом почти в реал-таймовом режиме.

На самом деле, конечно, это не так. Просто задержка настолько мала, что фактически не заметна. И еще. Протокол ASIO "бит-идентичен", то есть, биты, посланные им в звуковую плату, идентичны имеющимся, т. е. заявленным в WAV файле. Этим обеспечивается необходимая для профессиональной работы высокая звуковая точность.

Децибел. Отношение сигнал/шум. Динамический диапазон.

Децибел, это - некая относительная величина (одна десятая часть Белла). Не абсолютная физическая, как например, грамм или метр, а такая же относительная, как кратность или проценты, предназначенная для измерения отношения, т. е. разности уровней других величин, обычно сигналов. Сегодня децибел в основном применяется в акустике, где в децибелах измеряется громкость звука и электронике.

Отношение сигнал/шум (ОСШ, SNR, Signal-to-Noise Ratio), это - безразмерная величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума. Обычно выражается в децибелах (дБ, dB). Чем больше это отношение, тем менее заметен шум. Для профессиональных звуковых карт характерным считается значение ~ 100-114 дБ. Этот же показатель является одновременно и заявленным динамическим диапазоном звуковой карты. Собственно, динамический диапазон воспроизводимого звука показывает - во сколько раз интенсивность самого громкого звука может быть больше, чем интенсивность самого тихого. * Этот параметр указывается производителем конкретной звуковой карты.

Уровень звукового давления (SPL, Sound Pressure Level), это - измеренное по относительной шкале значение звукового давления, отнесённое к опорному давлению pSPL = 20 мкПа, соответствующему порогу слышимости синусоидальной звуковой волны частотой, равной 1 кГц.

* Интересно. Интенсивность звукового давления от разных источников:

  • 10 дБ SPL — тихий шёпот;
  • 20 дБ SPL — обычный, фоновый уровень шума в жилых помещениях;
  • 40 дБ SPL — тихий голос, негромкий разговор;
  • 50 дБ SPL — голос умеренной громкости, средняя динамика разговора;
  • 70 дБ SPL — стук клавиш пишущей машинки;
  • 80 дБ SPL — работающий двигатель грузовика;
  • 100 дБ SPL — сигнал автомобиля на дистанции 5—7 м;
  • 110 дБ SPL — работающий двигатель трактора на дистанции 1 м;
  • 120 дБ SPL — пороговое ощущение боли;
  • 150 дБ SPL — шум при взлете самолета с реактивным двигателем;
  • 200 дБ SPL — ядерный взрыв.

Если давление превышает порог 140 дБ SPL, то вполне возможны травматические последствия для ушной барабанной перепонки, могут возникнуть серьезные баротравмы, а в некоторых случаях – смерть.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Итог данного поста.

При выборе звуковой карты обращаем внимание на  класс конвертеров (A-класс), на возможность работы с высокой частотой дискретизации (сэмплрэйт – от 44 100 до 96 000 Hz) при высоком уровне квантования (битрэйт – 24 bit), на поддержку протокола ASIO (2.0), и на значительный динамический диапазон карты (100-114 dB). И выбираем скорее внешнюю, чем внутреннюю звуковую карту.

Кроме этого, из того, о чем пока вообще не упоминалось, желательно наличие отдельного регулируемого выхода для подключения наушников, наличие микрофонных предусилителей на некоторых входах карты и фантомного питания в них – но, об этом позже, а так же наличие коаксиального или оптического цифрового входа/выхода (S/PIDF I/O). Разъемы MIDI контроллера “на борту” звуковой карты так же приветствуется.

Ну что же. На сегодня теории, думаю,  предостаточно.

На связи!

Обсудить эту статью на форуме.

пятница, 20 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Платформа. Часть 2.

Операционная система Привет, коллеги!

Работал я, работал и вот, малость оглох, подустал… Представители британского лэйбла “Lost Language”, с которым у меня подписан контракт, предложили сделать ремикс на один из известных треков проекта “Solarstone”. Уважаемый мной Джон Питчер (John Pitcher) выслал мне их ремикс-пак.

Я внимательно прослушал. Этакий, понимаешь, транс. Очень пространное, задумчивое и чуть грустное произведение. Несколько мутная мелодика, странные гармонические решения и чуждый подход к аранжировке оказались мне не совсем близки. Как, собственно, и драматургия трека. Но, я упрямо принялся за работу. Вожусь, пыхчу, надеюсь. Пока же решил взять небольшой тайм-аут и написать что ни будь полезное в свой блог, пока уши отдыхают.

Сегодня поговорим об операционной системе. А конкретнее, об OS Windows XP. Так как, именно она будет установлена на вашем студийном компьютере.

* Что касается Windows Vista, то пока ничего не могу сказать об ее совместимости со специализированным аудио-софтом, который будет нужен вам для работы. Хотя, сильно подозреваю, что некая совместимость все же имеет место быть. Можно поэкспериментировать с этой операционкой, но только в частном порядке, самостоятельно. Для чего и почему? Хотя бы потому, что имеются такие веские аргументы, как прекращение официальной поддержки Microsoft “устаревшей” системы XP и безоговорочное предустановление системы Vista на подавляющее большинство компьютеров, предлагаемых покупателям в магазинах, как, собственно, и ее (Vista) повальная дистрибьюция.

Но на ваш компьютер будет установлена проверенная и неприхотливая операционка Windows XP. “Все остальное – от лукавого”… Коснусь ее оптимизации, которая понадобится, если вы собираетесь работать со звуковым материалом, используя специализированные программы – аудио софт.

- Во-первых, устанавливая XP (на отдельный, системный диск), выбираете файловую систему NTFS. А файл подкачки (Путь: Панель управления / Система / Дополнительно / Быстродействие – Параметры / Дополнительно / Виртуальная память / Изменить) переносите на отдельный логический диск, который вы создаете заранее, в процессе установки системы. Максимальный размер виртуальной памяти выставляете в полтора раза больше суммарного объема модулей оперативной памяти и не забываете нажать кнопку “Задать”.

- Во-вторых, обязательно устанавливаете второй сервис-пак (SP2) для XP. Или уже даже третий.

- В-третьих, убираете все украшательства, предлагаемые системой по умолчанию. Из визуальных эффектов (Путь: Панель управления / Система / Дополнительно / Быстродействие – Параметры / Визуальные эффекты) оставляете, пожалуй, только “Отбрасывание теней значками на рабочем столе” и “Сглаживание неровности экранных шрифтов”. Остальные галочки – снимаете. И еще выбираете тему оформления рабочего стола - “Классическую”. Не так ярко и красиво, зато быстро и функционально.

- В-четвертых, разгружаете максимально возможно системный трэй (см. правый нижний угол рабочего стола, панель задач). Некоторые программы очень любят подгружать своих агентов в этот трэй, для их последующего быстрого запуска или для сомнительного удобства пользователя. А по-сути, они лишь подъедают часть памяти и претендуют на некоторые ресурсы процессора. Вам это ни к чему.

- В-пятых, не устанавливаете разные неповоротливые антивирусы типа “Касперского”, а ставите, скажем, незаметный во время работы NOD32. В общем, придется протестировать любые возможные варианты и сделать свой индивидуальный выбор.

- В-шестых, принципиально не устанавливаете кучу-малу непонятных и посторонних программ, засоряющих системный реестр вашей операционки. Только необходимый для полноценной работы аудио софт. И вообще, всегда поддерживайте в компьютере перманентный порядок.

- В-седьмых. Решаете для себя, что главнее оптимизировать. (Путь: Панель управления / Система / Дополнительно / Быстродействие – Параметры / Дополнительно / Распределение времени процессора). При выборе “Оптимизировать работу - Программ”, вы получите возможность использовать большее число плагинов (plugin), но время задержки при этом возрастет. При выборе “Оптимизировать работу - Служб, работающих в фоновом режиме", будет минимизирована задержка, но и количество используемых плагинов, соответственно, уменьшится.

Вот тот минимум, который предлагается сделать для настройки “сердца” вашей домашней студии. Может быть что-то еще? Вспомню – дополню. А пока снова углублюсь в творческие дебри своих “трансовых” коллег “Solarstone”…

На связи!

среда, 18 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Платформа. Часть 1.

 

Компьютер Приветствую, коллеги!

Да, да. Что бы перейти к упоительному творческому процессу, очень важно подготовить для этого рабочее место и необходимо изложить, и выучить всю мат-часть. Поэтому наберемся терпения и продолжим.

Кстати, мой блог изначально замысливался не только, как некое пособие для начинающих “чайников”, но так же, как источник размышлений для “опытных пользователей”. Для действующих звукорежиссеров и саунд-продюсеров. И для всех тех, кто себя пока таковыми не считает… Но, все же вначале я уделю достаточное внимание азам и объяснениям “общеизвестных и прописных истин” из мира аудио индустрии. Отсюда и принцип подбора, и последовательности тем в моих постах. Продолжу.

Раньше сердцем любой звукозаписывающей студии, хоть маленькой, хоть большой, по праву считался микшерный пульт (или микшерная консоль). Микшерные консоли серьезных студий имеют возможность работы с системами многоканальной звукозаписи: ранее, это были ленточные многоканальные магнитофоны, а позднее - цифровые системы HDD (хард-диск) рекординга.

Эти пульты, эти монстры человеческой инженерной мысли, обладают многими функциональными пакетами: качественной виртуальной динамикой, различными обработками звука и всевозможной автоматизацией. Трудно представить себе современную звукозаписывающую студию без этого “центра управления полетом”… Но все же возможно. В последние годы, неутомимый прогресс любезно предоставил нам уникальную в своем роде альтернативу, которая “раз и навсегда” приблизила мир дилетантов к миру профессионалов. Хорошо это или плохо? – поговорим об этом несколько позже, в специальной теме.

В наше время, сердцем звукозаписывающей студии является компьютер. И иже с ним.

Существуют две основные платформы, два компьютерных стандарта: Apple (например, Maсintosh, он же Мак) и PC (Personal Computer, он же Персональный Компьютер). Первый использует операционную систему Mac OS X, а второй – OS Windows. В последнее время наметилась тенденция сближения этих двух исторически враждующих платформ, двух вечно оппонирующих друг другу философий, что, конечно, предоставило пользователям определенную вариабельность выбора. Однако, “этот процесс еще в процессе”.  Есть еще и пресловутая третья сила – всевозможные “народные” юниксоиды: UNIX, Linux, FreeBSD, но мы будем говорить пока лишь о PC с его раскрученной операционкой, как о более привычном и доступном нам варианте.

Итак. Центром аудио-студии стал персональный компьютер со звуковой картой (с аудио-интерфейсом), с его изначальным универсализмом и функциональностью, удобством и компактностью. С его гибкой, подстраиваемой, многовариантной средой для глубоких творческих процессов. Наконец, с его финансовой доступностью. Залогом же высокого качества его взаимоотношений со звуком стали многочисленные звуковые карты, как относительно простые, так и достаточно серьезные. Но о них – позднее, в другом посте.

Сегодня мы выясним основные принципы подбора комплектующих для нашего компьютера, нашего системного блока, которые определят его именно “звуковую” принадлежность и помогут нам работать с аудио софтом. С чего же начать? Что необходимо учесть? И на что следует обратить основное внимание?

В своих суждениях я позволю себе быть кратким и весьма однозначным. Особых объяснений ждать от меня тут не нужно, пожалуй, кроме одного важного аргумента – моего многолетнего опыта работы. Ох уж мне этот эмпирический путь “проб и ошибок”… Сказанное относится ко всем компьютерным комплектующим, на которые я буду вам предлагать обратить внимание. Тема, конечно, слишком неоднозначная и скользкая, вполне может претендовать на личный субъективизм или же, в худшем случае, на банальную рекламу.

Как и из чего собрать компьютер для работы со звуком?

1. Материнская плата. Процессор. Чипсет. Контроллеры.

Только брэнды: ASUS, Gigabyte или MSI. С процессором Intel, как с двумя логическими ядрами  (Hyper-Threading), так и с двумя физическими (Core Duo). Никаких “урезанных” модификаций материнских плат, никаких интегрированных видео-карт. Чипсет только от Intel (никаких Nvidia, VIA или SiS). Обязательно двухканальная память. Наличие RAID-контроллера (для работы с RAID-массивом) так же необходимо. Наличие контроллера FireWire (IEEE 1394) тоже. Охлаждение - лучше водяное. Обойдемся без ненадежных и весьма шумливых вентиляторов. В общем, тут, как и в нижних пунктах, экономить нельзя. “Себе дороже” выйдет.

2. Оперативная память.

Только брэнды: модули от Kingston, Samsung, Corsair, Hynix, Patriot, Elixir. Желательно сделать предварительный тест планок памяти. Понадобятся два модуля и обязательно “близнецы”, и не менее, чем по 1 Гб каждый. Всего же оперативной памяти потребуется минимум 2 Гб. При установке ее в слоты на материнской плате, соблюдаем цветовой порядок - каналы сгруппированы по двум цветам, чтобы наша память работала в двухканальном режиме.

3. HDD. Жесткий диск. RAID-массив. DVD-Multi рекордер.

Только брэнды: Seagate либо Western Digital (Serial ATA - SATA/300). Два диска значительной емкости (допустим 2 х 500 Гб) для RAID-массива, смонтированного по схеме: RAID 1 (Mirroring, зеркалирование). Для надежности сохранения нашей базы аудио данных и увеличения скорости считывания в два раза (скорость записи, правда, остается прежней).

И еще понадобится отдельный жесткий диск под операционную систему. Чем быстрее он будет, тем лучше, а на объеме, в принципе, можно сэкономить – 80-120 Гб. Необходимо будет разбить его на два логических раздела: один больше – под систему, другой значительно меньше – под файл подкачки. Файл подкачки (swap file - виртуальная память) должен быть в полтора раза больше, чем общий объем оперативной памяти. Иногда, некоторые аудио программы требуют и большего объема виртуальной памяти. Из DVD-рекордеров посоветую выбрать продукцию известного брэнда TEAC.

4. Видеокарта.

Берем либо Nvidia, либо ATI. Особых требований к видеокарте нет, достаточно того, чтобы она без труда справлялась с заявленным разрешением монитора, с уверенным 2D-рендерингом, и была бы надежной и не слишком шумной. Наличие двух видеовыходов – приветствуется. * Поскольку второй монитор может понадобиться для удобства работы с современными аудио-редакторами, как например Logic Audio, где рабочие окна гибко настраиваются.

А что касается корпуса и блока питания, то берем удобный для монтажа большой тауэр и блок питания мощностью не менее 500-600 Вт. И желательно, чтобы все перечисленное было от известного мирового производителя.

5. Монитор.

Немаловажный пункт. Ибо глаза надо беречь. Выбираем 17-19” LCD монитор с хорошими показателями яркости, контраста и скорости отклика пикселя.

Продолжу в следующий раз. Удачи!

понедельник, 16 февраля 2009 г.

Коммутация в студии. Кабели и распайка.

Добрый день, дорогие читатели!

Продолжу тему - коммутация в домашней студии звукозаписи.

Кроме разъемов вам понадобится кабель (он же шнур, он же провод). Напомню, что нашем случае особый интерес представляет балансный (balanced) кабель. То есть, трехжильный.

Два изолированных проводка разного цвета внутри, это – сигнальные жилы. А металлическая жила, оплетка, это – масса (или земля). Соответственно цветные проводки, это - Tip и Ring. А оплетка, это – Sleeve. Именно с учетом этого мы осуществляем их припаивание к балансным разъемам. Желательно, чтобы вся коммутация студии была собрана из качественных и одинаковых кабелей, и разъемов - производитель и маркировка. Кое кто скажет, что это уже нечто из области религии, но все же… В противном случае, будет весьма вероятен сдвиг по фазе.

Что же такое фаза и сдвиг по фазе?

Фаза. Представим звуковой сигнал в виде волны. Когда пики и спады двух волн совпадают, то говорят, что они “в фазе”. Пример нескольких волн бегущих в одной фазе:

Волны находятся в фазе

Сдвиг по фазе. Когда же пики и спады волн не совпадают, это - сдвиг по фазе:

Сдвиг по фазе

Волны сдвинуты одна относительно другой. То есть, имеют место быть несколько сигналов с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Это можно исправить путем смещения одного сигнала к другому так, чтобы фазы совпали. Эта функция называется переворотом фазы (phase flip). Она встречается во многих аудио редакторах. Мы можем представить колебание в виде окружности и поэтому фаза измеряется в градусах или радианах.

Когда проявляет себя сдвиг по фазе? Например, он может возникнуть, если вы записываете певца или гитариста двумя микрофонами, чтобы получилось стерео. Если произошел сдвиг по фазе, то звучание будет с характерными искажениями и перепадами громкости.

Чем же еще грозит неправильная распайка шнуров? Например, что будет, если перепутать местами сигнальные жилы на одном из разъемов? А получится вот что – возникнет эффект противофазы.

Противофаза, это - когда фаза одного сигнала противоположна фазе другого. Там где у одного сигнала на волновом графике виден пик, у другого будет спад. Короче говоря, если представить перед собой два аудио монитора в момент выдачи конкретного стерео сигнала, у которого один канал записан в противофазе, то диффузор (мембрана), например, левого динамика будет работать “наружу”, тогда, как диффузор правого - “во внутрь”.

Рассуждаем дальше. Если мы совместим эти сигналы вместе, превратим их в один источник, в моно сигнал - направим их на один динамик, то эти две противоборствующие волны, две разнонаправленные силы, уравновесят друг друга. Диффузор динамика получит “противоречивый” импульс и громкость звука, в этом случае, будет фактически стремиться к нулю. Далее об этом расскажу по-подробнее.

* Кстати. Именно эффект исчезновения звуковых колебаний при противофазе используют современные активные системы шумоподавления, которые устанавливаются в некоторые весьма недешевые автомобили. Скрытый в облицовке микрофон снимает все звуки, что возникают в салоне, и постоянно направляет их в ресивер, который автоматически переворачивает фазу получаемого сигнала и, в свою очередь, генерирует эти же звуки, но уже в противофазе, обратно в салон автомобиля посредством его акустической системы. Тем самым исправляя ситуацию с досадным шумом, подавляя его им же самим. Глубина данного эффекта регулируется банальной ручкой громкости.

Как проявляет себя противофаза? Например, как я уже сказал, при записи стерео сигнала звука вообще не будет слышно. При воспроизведении звук будет взаимоподавляться – один канал будет “поедать” другой. Именно поэтому в студии все балансные шнуры должны быть правильно сфазированы, т. е., распаяны одинаково, симметрично.

Ушами ошибки фазы проверяются так: выставляете регуляторы панорамы на двух линейках микшерного пульта в противоположные позиции, например, один до упора влево, второй - вправо. Направляете на эти линейки стерео сигнал (левый – одна линейка, правый – вторая), поставив оба фейдера (“ползунковый” регулятор громкости) на одинаковый уровень. Затем сводите регуляторы панорамы навстречу друг к другу , в центральное положение. Если при этом общая громкость сигнала немного понизилась, то сигналы сдвинуты между собой по фазе, а если понизилась значительно, то они находятся в противофазе.

Удалить эффект противофазы без переподключения или перепаивания можно с помощью кнопок “invert” или “phase”, имеющихся на большинстве микшерных пультов. На комплексных стерео-линейках, имеющихся на ряде пультов, наличие подобных ошибок фазы можно проверить с помощью нажатия кнопки “моно”. (В многочисленных программных аудио редакторах так же имеются инструменты анализа для определения сфазированности сигнала).

Как же реализуется принцип балансного подключения? В небалансных (unbalanced) кабелях одна жила несет в себе сигнал в фазе, другая жила - земля, и третья не используется. В таких же трехжильных, но балансных кабелях по третьей жиле идет тот же сигнал, что по первой, однако на 180 градусов вне фазы от сигнала с первой жилы. Когда звук по такому кабелю достигнет балансного гнезда (на микшерном пульте), то фаза третьей жилы снова перевернется и сигналы обеих жил будут в одной фазе. При этом произойдет следующее: сигнал станет в два раза громче, а шум, "собранный" обеими жилами по ходу передачи сигнала, останется вне фазы и просто исчезнет (!).

Можно ли подключать балансные кабели к небалансным разъемам и наоборот? Да. Но функциональная польза от балансного кабеля будет лишь в случае его подключения к балансному гнезду.

Что же касается самих кабелей. Какие лучше? Из многочисленных их производителей лично я предпочитаю Canare или Cordial.

А теперь - весьма важное. Схемы распайки шнуров для студийной коммутации: Балансные (balanced), небалансные (unbalanced), инсертные (insert) и варианты Y-образных.

Ссылки кликабельны для скачивания. (!) Сохраняем на свой компьютер и учим, как “Отче наш”.

Распайка кабелей #1

Распайка кабелей #2

Читаем, готовим, паяем, проверяем, “прозваниваем” тестером. Внимательно и дотошно!

* Совет поста: прежде, чем начать пайку, проверьте, все ли прилагающиеся составные части разъема “нанизаны” на кабель, чтобы не пришлось потом его обратно распаивать и проклиная прежнюю невнимательность, продевать шнур во всевозможные “пружинки, хомутики, гильзы”, и снова, сжав зубы, паять.

Доброго здоровья! На связи!

пятница, 13 февраля 2009 г.

Коммутация в студии. Разъемы.

Доброе время суток!

Поговорим сегодня о коммутации и распайке. Несомненно, домашняя студия звукозаписи потребует изрядного количества коммутации: шнуров и разъемов. Многим покажется, что провода – “дело десятое”, лишь бы что-то было. Но, это - далеко не так.

Начну с азов. Все шнуры, которые и вы будете использовать в вашей домашней студии, делятся на балансные (симметричные, стерео, трехжильные: два сигнальных + металлическая оплетка, она же масса) и небалансные (несимметричные, моно, двухжильные: сигнальный + масса, соответственно).

Вас особенно будут интересовать первые – балансные. Как, впрочем, и такие же разъемы. Симметричными они называются потому, что распаиваются аналогично одинаково с двух своих концов и их сигнальные жилы не перепутаны местами. Симметрия обеспечивает более низкое количество шумов, происходящих от различных наводок. Позже объясню - почему.

Разъемы, которые вы будете использовать в вашей домашней студии, понадобятся вам четырех видов: jack 1.4" (джек), mini-jack 1.8" (мини-джек), cannon XLR или XLR-3 (кэннон) и RCA-jack (тюльпан).

Любой разъем состоит из двух частей. Гнездо, это – то, куда втыкают. Штекер, это - то, что втыкают. И втыкают очень аккуратно.

jack 1.4" (далее - “джек”)

trs-jackts-jack

Большой джек (или jack). Размер - 6.3 мм. Еще обозначается как 1.4’, - одна четвертая дюйма.

Штекер джек может быть моно: обозначается как TS, от Tip - кончик и Sleeve – гильза корпуса. И стерео: TRS - Tip, Ring, Sleeve; Ring в этом случае означает кольцо на штекере, к которому подходит контакт правого канала либо перевернутая фаза сигнала.

Как их отличить внешне? На TRS есть две черные поперечные полоски - изоляционные кольца, а на TS - только одна. Стерео-джеки могут быть также использоваться для сбалансированных моно-кабелей, но тогда придется паять перемычку между Sleeve (массой) и Ring (сигнальным).

Этот разъем часто используется при подключении гитары, клавишных инструментов (допустим, синтезатора) и иногда микрофона. А еще при коммутировании “железных” процессоров и в микшерных пультах в виде гнезд - jack socket.

mini-jack 1.8" (далее - “мини-джек”)

mini-jack

Мини-джек (mini-jack), как в наушниках для плейера или разъема звуковых колонок вашего компьютера. Выглядит как большой джек, только меньше - 3.5 мл (1.8" дюйма).

cannon, XLR или XLR-3 (далее - “кэннон”)

xlr

Массивный металлический (или пластиковый) разъем с тремя штырьками и характерной защелкой. Делится слэнгово на “мальчиков” (штекер) и “девочек” (гнездо). Штырьки разъема имеют маркировку: 1Sleeve (масса, земля), 2Tip, 3Ring.

Микрофон, как правило, имеет разъем кэннон (XLR), к нему подключается кабель. Кабель может заканчиваться еще одним кэнноном или обыкновенным джеком. Если у вас нет микшера, куда вы можете воткнуть кэннон, то вам нужен кабель с джеком. Джек вы сможете подключить к простой звуковой карте при помощи переходника “с обычного джека на мини-джек”.

Эти разъемы применяются при подключении к микшерному пульту кабеля микрофона, обозначая собой присутствие встроенного микрофонного предусилителя в данной линейке микшерного пульта. Либо в больших микшерных пультах, имеющих архитектуру линеек in-out и несколько подгрупп (sub), и имеющих возможность работать с многоканальными системами звукозаписи.

Используются кэнноны и в различных процессорах, как аналоговые входы-выходы (in-out) или как цифровые, профессиональные (AES/EBU).

RCA jack (далее - “тюльпан”)

rca rca-2

Встречается на профессиональных звуковых картах (используются для линейных входов и выходов), а также на бытовых видеомагнитофонах. Поскольку таких разъемов обычно два (левый и правый каналы), то левый разъем-канал имеет черный цвет, если есть черный и красный разъемы; и правый канал - красного цвета, если есть белый и красный разъемы.

Тюльпан используется часто, как разъем цифрового интерфейса S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format). Иногда встречается на микшерных пультах, как in или out для tape, то есть выход для рекордера или вход для плейера.

Что касается производителя разъемов, то лично я предпочитаю Switchcraft или Neutrik. Хотя их цена существенно выше, чем у других производителей, но, мелочится тут я бы вам не рекомендовал…

В следующий раз поговорим о возможных и правильных схемах распайки коммутационных кабелей для вашей домашней студии.

До встречи!

четверг, 12 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Этап 2.

Провода и железки

Здравствуйте!

Продолжу давешнюю тему. Когда вы будете планировать расположение объектов в вашем помещении, в будущей домашней студии звукозаписи, то обязательно учтите и проработайте ситуацию с доступом к электросети. Установите качественные розетки, подключите фильтры, а еще лучше – UPS (ИПБ) с фильтром. Приблизительную суммарную нагрузку на проводку и UPS лучше тоже просчитать заранее, хотя бы примерно. И немаловажно так же удобное размещение самой точки подключения. Чтобы не пришлось часто лазить под стол либо топтать ногами и давить ножками стульев разбросанные по полу дорогостоящие провода.

Теперь, что касается заземления. Чтобы избавиться от возможных шумов и наводок в аудиотракте, заземлять аппаратуру, при наличии имеющихся обычно 220 вольт, совсем не обязательно. С этой задачей частично может справится комбинированный UPS с фильтром. Так же правильное, а значит максимально удаленное расположение таких бытовых приборов, как холодильник и иже с ним. Ну и естественно правильная, и качественная распайка такой же качественной студийной коммутации.

А вот если вы по какой-то причине обеспокоены собственной безопасностью, то тогда стоит задуматься об заземлении (занулении), но это потребует дополнительных консультаций с профессиональным электриком. Но я все же призываю не заморачиваться на этом аспекте и ограничиться двумя предыдущими абзацами.

Со статикой все гораздо интереснее. Что бы ее устранить, необходимо поддерживать в помещении домашней студии звукозаписи относительную влажность на уровне не менее 55—60%. В этом вам помогут разнообразные увлажнители воздуха, коих сейчас продается великое множество. А так же необходимо по-возможности избегать в цепочке “одежда-мебель-напольное покрытие” сочетания натуральных и синтетических материалов, которые позволяют в процессе трения друг о друга накапливать в теле человека значительный электростатический потенциал. Сюда относятся натуральная шерсть + синтетика и хлопок + синтетические добавки.

Во всем виновата высокая разность потенциалов. Для большей части компонентов электроники статический заряд в 5000–10000 В, а именно такой заряд и накапливается при использовании перечисленных материалов, является губительным. А резиновая подошва, как отличный диэлектрик, позволяет накопить в теле человека потенциал порядка 35000 В! Следует исключить подобные комбинации материалов. Эти меры позволят вам избежать неприятных моментов со статическими разрядами, связанных с порчей оборудования и неприятными ощущениями.

Теперь об организации вашего рабочего места. Подальше от электропроводки, от холодильников, от микроволновок, ну и от стен. Что касается стен, то тут главная причина – акустика. И, конечно, бедные соседи. Расстояние от предполагаемых аудио мониторов, если их фазоинверторы (специальное отверстие для снижения искажений и увеличения отдачи в НЧ-области) находятся на задней стенке, до стены должно быть не менее метра, а лучше – полтора. Если вы, конечно, не собираетесь их напрочь заглушить, дабы повысить резонансную частоту, снизить бас, и увеличить точность передачи частот в образовавшемся диапазоне. Но, об этом позже…

А вот и микрофон!

Место для микрофона (для микрофонной стойки) так же должно быть определено заранее, и находится в значительном удалении от вертикальных поверхностей. Это обеспечит некоторое запаздывание и ослабление ненужного отраженного сигнала.

Необходимо учесть возможное расположение имеющихся или будущих инструментов, приборов, системного блока, который неизбежно и отвратительно шумит, и прочего студийного оборудования. Чтобы было все под рукой, чтобы обеспечит максимальное удобство в процессе работы. Не стоит забывать и о расположении коммутационных шнуров, оставить им место, где бы они не мешались и были не особо заметны. Возможно следует предусмотреть и возможные варианты освещения помещения вашей домашней студии. Все же предстоит не только значительная нагрузка для ушей, но и для глаз тоже. Например, в процессе редактирования аудио материала.

Продолжу в следующий раз. Удачи!

среда, 11 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Этап 1.

Странное сочетание, не правда ли?Всем привет!

Уверен, что многие хотят узнать достоверно: возможно ли собрать в домашних условиях небольшую, бюджетную домашнюю студию для работы с аудио и с музыкальным материалом, и насколько качественным, в этом случае, может быть исходящий продукт?

Отвечаю просто. Собрать конечно возможно. Продукт так же может быть достаточно качественным, чтобы быть принятым издателем для последующего мастеринга и, собственно, издания. * Про недобросовестных издателей, а точнее про слишком предприимчивые студии звукозаписи, поговорим чуть позже.

Логично возникают другие вопросы. На чем лучше сэкономить деньги, а на чем экономить “себе дороже”? Как создать приемлемые условия для творчества и комфортной работы? На что следует обратить особое внимание на этапе подготовки оборудования и помещения? Кто из производителей оборудования и аудио софта может быть интересен именно для работы “на дому”? И что это такое вообще – домашняя студия?..

Отвечаю по-порядку. Когда вы готовитесь к организации у себя, скажем, в квартире или небольшом офисе аудио студии, то первое, на что надо обратить внимание, это – помещение и его индивидуальные условия. Всегда найдутся нервные соседи, которые будут портить вам настроение и результат. Поэтому максимально возможно изолируемся от внешнего мира. Я пока буду говорить об достаточно идеальных условиях.

По-бытовому. На окна – толстые шторы, можно в два слоя, желательно на небольшом расстоянии друг от друга. Это не спасет вас от отражений и других звуковых артефактов, но хотя бы отчасти уменьшит их количество. Потому, как стекло и отражает звук неплохо, и резонирует от него. На пол можно постелить что ни будь ворсистое и плотное. Будет копиться пыль, но таким образом мы хоть немного устраним влияние гладкой поверхности пола.

Стены. Углы. Это - отдельный момент… Не надо питать иллюзий, что наклеив пенопласт, а так же пенополиэтилен, поролон, “армстронг”, парафон или обычную перфорированную гипсовую плитку, мы разом решим проблему звукоизоляции и отражений.

В больших студиях все учитывается еще на стадии проектирования здания или конкретного помещения. Особая кладка “елочкой”, качающиеся стены на псевдо-фундаменте из резины, полости между внутренней и внешней стенками, особые отделочные материалы и “звуковые ловушки” - вот только малая часть всех ухищрений, на которые идут серьезные студии. А в нашем случае, в нашей домашней студии звукозаписи – все гораздо скромнее и проще.

Но все же кое что сделать можно. Главным изолирующим элементом был и остается… воздух! Так как звуковые волны передаются в твердых телах и быстрее и дальше, и следовательно сильнее, то решающую роль тут играет последовательная комбинация стенок и полостей. Приведу примитивный пример. На стены крепятся деревянные рейки, которые обеспечивают отступ от несущей стены 5-6 см. …Да. Забыл сказать, что лучше выбирать стены именно несущие: кирпич, бетон. А не переборки из гипсокартона. И само помещение должно быть не совсем маленьким, лучше, по-возможности, побольше.

Так. Продолжу. Деревянные рейки обеспечат нам пространство между стеной и тем, что мы будем крепит на них. А крепить можно “толстый” пенопласт. В сложной схеме: гипсокартон – далее снова рейки и уж потом – пенопласт. На саморезы или на “жидкие гвозди”, это уж вам решать… А вот пространство у самой стены можно попробовать заполнить либо раскрошенным пенопластом, либо керамзитом. Поверх пенопласта можно уже крепить “армстронг” или парафон.

Армстронг  Парафон

Не стоит забывать и про дверь, которую лучше сделать двойной и так же “укрепленной” рифленой пористой плиткой. Потолок по возможности следует так же изолировать панелями из “армстронга”, положив их на направляющие, устроив как бы второй потолок, расположенный значительно ниже. Мягкая мебель и прочие естественные гасители звуковых отражений – приветствуются. Вот этот минимум может иметь место при создании вашей маленькой домашней студии.

В следующий раз я расскажу про электричество, заземление и статику. А так же про организацию рабочего места.

До встречи!

понедельник, 9 февраля 2009 г.

Вводная часть 2. Мотивация. Творчество.

Я что-то слышу!

Здравствуйте, коллеги!
 
Я снова борюсь со своими сомнениями и ленью, и мое сражение благополучно завершается в пользу написания второго, то есть данного поста. Ура!

Коснусь сегодня очень важного. Ну, просто очень. Того, что может быть даже важнее, чем овладение секретами мастерства. Это – мотив. Причина, по которой тот или иной человек, возможно читающий мой блог, решает вдруг заняться всем тем, что связано с саундом, со звуком, с гармонией, с музыкой и так далее. Связаться, по-сути, с очень необычным и странным миром. С чего бы вдруг? Праздное любопытство? Тщеславие? Нереализованные таланты? Финансовые надежды? Подражание моде или кумирам? Просто, наконец, непонятно отчего и почему? Или эта попытка как-то связана с чувствами, с затаенной мечтой, с неудержимым порывом души?..

Рано или поздно, мы понимаем, что любое занятие подобными вещами ведет к публичности. Музыкант, как и саунд-продюсер, как любой художник по понятным причинам нуждается в аудитории. Нуждается в публике. В любом случае, ему приходится рано или поздно обнародовать результаты своих усилий. Человек, занявшийся подобным делом, даже стоящий пока в начале пути, должен осознавать это. Он не должен этого ни избегать, ни пугаться. Но помнить, что тщеславие должно быть здравым и быть лишь дополнительным мотивом творчества, а не главенствующим. Но некоторые забывают об этом, и даже добившись значительных результатов, никогда не становятся приятными людьми, и как следствие, их работа не приносит им должного удовлетворения.

Вот Вы, наверное, думаете сейчас: «Ну чего он развел тут философию. Дело давай говори»! Скажу на это лишь одно: «Вы не до конца понимаете, во что собираетесь вляпаться». Кстати, всем молодым и желающим продвинуться талантам, без исключения, я говорю, что то, куда они так стремятся попасть – дико беспощадно и ужасно несправедливо, и порой, слишком тяжко. Прошу перечитать абзац выше, чтобы понять, что Вы метите по-сути дерьмо случается! в шоу бизнес, да. Он является как бы почти обязательным этапом, ступенью, но, слава Богу – не целью, в развитии творческой личности (в рамках музыки и аудио продакшна в целом). Уж очень он охоч до нашего брата. И очень прожорлив. И зачастую он весьма нечистоплотен, доморощенный наш шоу бизнес.

Поэтому я всегда вначале предупреждаю о возможных бедах. А уж если человек не внял моим предупреждениям, то вина за все негативные последствия будет на нем самом. Я точно знаю, что в отношении меня, у многих, знакомых мне людей, смешанные чувства. С одной стороны, вроде бы как благодарность. А с другой стороны – приоткрыл, развратил, приучил, сбил с пути истинного. А мог бы быть человек хорошим бухгалтером, ученым, коммерсантом, нефтяником, наконец. Зарабатывать прилично и не мучиться своими странными потребностями. Да. Однажды человек понимает, что у него получается, и становиться зависим от процесса. В нашем случае, это – действительно наркотик. И неутолимая потребность в нем может нанести удар по всему житейскому и социальному благополучию «наркомана», и близких ему людей.

Но это касается в основном, конечно, музыкантов и иже с ними. Им – особое предупреждение. А остальным интересующимся, имеющим инженерные, научные, теоретические и практические вопросы, можно особенно не беспокоиться. Но вот их мотивы мне знать очень бы хотелось. Считаю мотив самым сильным двигателем процесса, объясняющим многое. Открывающим истинный смысл и качество любого действа. Совершенно не верю в немотивированное искусство. Высасывание из пальца гениальной ненужности и безвкусности. Не верю в гений от скуки и в гармонию без души. И почти не верю в талант без труда…

Доброго здоровья!

суббота, 7 февраля 2009 г.

Вводная часть 1. Блог.

Уткнувшись носом в пультДоброго Вам дня (или ночи)!

Начну примерно так.

...Вы не поверите, но я фактически был вынужден завести этот блог, под перманентным напором многих моих друзей и коллег (звукорежиссеров, саунд-продюсеров, аранжировщиков, просто заинтересованных музыкантов). Я постоянно слышал одну и ту же фразу: «Неужели ты не хотел бы поделиться своим опытом с другими людьми? Они были бы тебе очень признательны»! На что я, до последнего времени, отвечал, что они, мои друзья, считают меня чрезмерно уж информированным и преуспевшим на данном поприще. Что это лишь их субъективная переоценка моих скромных возможностей...

Да. Самонадеянно было бы полагать, что я «слишком много знаю и умею». Я по сей день не перестаю учиться и делать свои маленькие открытия, и понимаю, что нахожусь лишь в начале бесконечного пути. И чувствую, насколько порой эмпирически-странными бывают мои поиски. Порой все вполне объяснимо, а иногда действую, что называется «по наитию».

Слушая своих респектирующих коллег, я сильно сомневался. Может быть потому, что без ложного самообмана понимаю для себя, что ничего не знаю и не умею. Что мне просто порой везет. Что я распыляющийся чудак. Что мне надо было однажды действительно взяться за ум и уйти с головой во всю эту науку. Чтобы в один прекрасный день встать в позу кастрюли «руки-в-боки» и гордо задрав подбородок, заявить: «да, я гуру»!

Но, спустя некоторое (впрочем, значительное) время, я подумал: «А почему бы и нет? А может это действительно кому-то нужно?» Ведь, к примеру, в мое время, я и мне подобные, буквально сражались за каждую единицу бесценной информации. Информации любой, лишь бы что-то. Мы мечтали, чтобы кто ни будь взрослый, знающий и опытный пришел на помощь в затруднительную минуту. Подсказал, научил, направил советом в нужном направлении ищущие творческие умы.

Такие люди, конечно, находились, но это было скорее бесценным исключением, чем правилом. Местные герои, локальные авторитеты узкого и закрытого музыкального мирка. Они были взрослые, пьющие, курящие и странные... Они пропадали по вечерам в Домах Культуры и в всевозможных Актовых Залах СССР. И это вместо того, чтобы возиться с семьями, готовить диссертации, толкаться в очередях после работы. Ну мало ли что еще делать. Вместо этого они шли терзать гитары, клавишные, ударные и духовые, мучить скудную музыкальную аппаратуру, надрывать связки прижавшись вплотную к обшарпанному микрофону. А мы, пацаны, стояли на улице, у запотевшего мутного окна и пытались разглядеть, что же происходит в этой удивительной и закрытой для нас Вселенной...

Но речь не о них. Хотя возможно я и буду периодически вспоминать кого либо из них, из героев моего детства и юности. В моем блоге я хочу скорее практиковать метод практической и теоретической помощи желающим прикоснуться к волшебному миру аудио.

Я хотел бы помочь тем, кто понимает, что быстрее и лучше всего сделать все самому, собственными своими руками. Добиться каких либо результатов в работе с аудио материалом, со звуком, с аранжировкой (ее сведением), с музыкальным продуктом в принципе, как в виде звукозаписи, так и в виде действа. Не знаю, справлюсь ли, буду ли всегда прав (слишком уж индивидуальны и различны бывают сами методы), но все же попытаюсь не бросить это дело. «Дорогу осилит идущий».

Блог: * И кстати, все материалы в моем блоге написаны именно мной, без всякого репостинга. Только на основании моего личного опыта и представления о творческих, и технических процессах. Исключение составляют некоторые научные данные и формулировки, права на которые принадлежат всему Человечеству, а так же некоторые фотографии (картинки, схемы), права на которые не заявлены авторами.

Поэтому, этот блог является действительно уникальным, а посему – интересным и, я надеюсь, полезным для моих уважаемых читателей.

Продолжу. Я бы поделил все возникающие темы на следующие основные направления: аналоговая часть, цифровая часть, и синтез их обеих. Это очень широкие понятия. Постараюсь дать хотя бы общим списком (может что и пропущу, потом добавлю): синтезаторы, MIDI, аудио мониторы, наушники, студийные и вокальные микрофоны, музыкальные инструменты, обработки звука, процессоры эффектов, аудио софт, коммутация, премастеринг, реставрация звука, домашняя студия, продакшн студия, акустика, подкасты, радио бизнес, микширование, сведение музыкального материала, саунд-продюсирование в целом, особенности музыкальных жанров, эксперименты со звуком, практические приемы звукорежиссуры, история звукозаписи, имена и проекты... Да много чего. Свалил, вот, все в кучу.

Я буду стараться писать о действительно важных и полезных вещах. Отвечать на вопросы по-существу. Особенно буду рад поднятию интересных тем читателями блога. Если чего-то я знать не буду, то будем разбираться сообща. Ради торжества искусства и науки. Может и еще ради чего-то, о чем ни я, ни Вы, пока не догадываемся...

И еще. Блог, вообще-то, посвящен саунд-продюсированию и ведется от лица саунд-продюсера. Так почему же он называется “Звукорежиссер”? А кем же еще, по-вашему, является саунд-продюсер, как не напрочь спятившим от амбиций звукорежиссером, который несет феерический бред?..

На связи! И удачи!