Майкл Росс (Michael C. Ross) – инженер звезд.
Майкл К. Росс (MichaelC. Ross) один из самых успешных инженеров Лос-Анджелеса. Он начал свою карьеру в середине 80-ых годов, в качестве помощника звукоинженера студии звукозаписи «Ocean Way». Как и многие инженеры, он, начав свою деятельность музыкантом, затем переключил все свое внимание на работу за пультом.
С образованием в области электронной инженерии, он быстро впитал основы новой профессии, поскольку он часто помогал многим весьма уважаемым именам звукозаписывающей индустрии в их работе. На сегодняшний день в послужном списке Росса значатся Кристина Агилера, Пуссикэт Доллс, Куин Латифа, Пинк, Мисси Эллиотт, Ванесса Кэрлтон, Джей Си Чейсез, Каунтинг Кроус, Мик Джаггер, Кейт Ричардс, Лит, Ри Кудер, Барри Уайт, Эрик Клэптон, Хэрби Хэнкок и Дикси Чикс, и еще многие другие.
Вопрос: Почему и как Вы решили стать звукоинженером?
Майкл: Я начал играть на барабанах, когда мне еще не было 12 лет. Когда мне исполнилось 18, я поехал в Лос-Анджелес репетировать с одной группой, исполняющей госпел (gospel – пер.), с которой я собирался поехать в концертный тур. Как раз, в это время, музыканты группы договорились о записи своего материала в студии. Мне представилась возможность присутствовать при этом действе. Я удобно устроился за спиной звукоинженера, который осуществлял процесс звукозаписи, и наблюдал каждое его действие, каждый шаг. В какой-то момент я осознал, что тоже должен попробовать сделать это!
Вопрос: Перед тем, как Вы начали работать ассистентом в «Ocean Way», было ли у Вас какое-либо специальное образование, пусть даже формальное?
Майкл: Я имел степень в области электронной инженерии и играл на барабанах в джазовом оркестре. Я всегда хотел понять, как работает оборудование. Смесь этих увлечений фактически помогла мне получить мою первую работу в студии, потому, что я, к примеру, запросто мог починить наушники. Я также посещал 10-недельный курс в калифорнийской студии. Это была отличная возможность для меня «набить руку» и поработать в настоящей студии.
Вопрос: Кого из инженеров, с которыми Вам довелось работать, Вы считаете своим наставником?
Майкл: Мне очень повезло. Я имел возможность работать в качестве ассистента с некоторыми величайшими инженерами своего времени, такими, как Билл Шни, Аллен Сайдс, Тоби Фостер и Рик Пекконен. И каждого из них я считаю своим наставником.
Вопрос: В этот «цифровой» век, как аналоговая технология вписывается в Вашу работу?
Майкл: Я смешиваю технологии, использую аналог, когда бывает необходимость. Хороший полудюймовый 2-дорожечник (стерео сигнал с 2' ленты – пер.), мне кажется, всегда будет «забивать» лучший цифровой (сигнал – пер.). Бывает, что я использую однодюймовый 2-дорожечный аналог (стерео сигнал с 1' ленты – пер.), когда речь заходит о мастеринге. Но, это - уже редкий случай, когда я получаю для работы запись на аналоговой ленте. Я, конечно, предпочитаю работать с цифровым звуком, но аналоговый звук, несомненно, является настолько мощным, что его нельзя полностью игнорировать, просто так «сбрасывать со счетов».
Вопрос: В чем заключается секрет гениального микса?
Майкл: Узнайте, чего хочет клиент и предложите ему более качественную версию того, что ему хочется. Если что-то клиенту не понравится, то не имеет значения, насколько гениальным будет ваш микс.
Вопрос: Как Вы приспособились к необходимости сарраунд (surround) микширования?
Майкл: Я научился делать стерео и сарраунд микширование проекта одновременно, даже когда бюджет не учитывает их раздельную реализацию. Поэтому, когда я работаю над проектом, я сразу делаю так, что записанный материал в последующем можно будет смикшировать и в сарраунде. Я записываю параллельно столько источников сигнала, помимо основы, сколько может мне позволить оснащение и размеры студии. Таким образом, достигается естественная дополнительная глубина, в которую вы можете, как бы войти, звуки вас естественно окружают. И все это достигается без применения различных (искусственных — пер.) эффектов.
Вопрос: Какие студии звукозаписи являются для Вас любимыми и почему?
Майкл: «Ocean Way» по-прежнему моя любимая студия, моя любимая контрольная комната. Это просто удивительное помещение. Отмечу один уникальный момент – контрольная комната «ISO» (Международная Организация по Стандартизации), является почти столь же большой, как основная комната моей студии и звучит также великолепно. Помещение «D» студии «Ocean Way», является моей любимой комнатой для микширования. В ней сочетаются и старые, и новые технологии. Еще мне нравится работать в «Village Recorder». Я всегда получаю там отличный звук, и персонал студии заставляет меня чувствовать себя, как дома.
Вопрос: Есть ли у Вас любимые микрофоны?
Майкл: Я всегда любил старые классические ламповые микрофоны. Недавно я купил новый микрофон Telefunken Ela M251, который мне очень нравится. Он великолепно передает звучание и очень надежен. Я не боюсь уронить его и не волнуюсь, что с ним что-то случится, потому что он действительно сделан на совесть. Мне также нравятся Royer 121 и 122, это — ленточные микрофоны. Они отлично передают звучание и удивительно хорошо воспринимают различную динамику.
Вопрос: Вы открыли для себя какие нибудь действительно полезные инструменты звукозаписи?
Майкл: Я использую много плагинов (plugin – пер.) в Pro Tools, которые мне нравятся. Например, McDSP Analog Channel (имитатор аналогового магнитофона и усилителя, моделирующий перегрузку — пер.). Он позволяет «накачивать» аудио материал, делает звучание действительно «жирным».
Вопрос: Что Вы слушаете, когда ездите по городу на машине?
Майкл: Разное. От спутниковых радиоканалов до различных компакт-дисков. В моем автомобиле, в данный момент, есть Кейн Вест, Колдплэй, Битлз «Let It Be»... И несколько демо-дисков независимых музыкальных проектов.
Вопрос: Первая музыка, которую Вы услышали и которая отложилась в памяти?
Майкл: Я думаю, что это была песня Битлз «Help!».
Вопрос: Чему Вы научились у продюсера Рона Фэйра?
Майкл: Я многому научился у Рона. Я узнал, как получить максимальную отдачу от артиста, каким образом и в какой момент работы нужно повлиять на музыкантов и артистов, чтобы они смогли выдать тебе что-нибудь дополнительно, помимо основы. То самое, что вызывает в вас особенные чувства, когда вы слушаете готовый материал. То, что создает невидимую связь между артистом и слушателем.
Вопрос: Кто из музыкантов являлся для Вас кумиром, когда Вы начинали?
Майкл: Битлз, Элтон Джон, Фил Коллинз.
Вопрос: А кого Вы уважаете и кем восхищаетесь сегодня?
Майкл: Ариф Мардин — он сделал очень много замечательных записей в разных стилях на протяжении многих лет. Мне нравится, что он не замыкается на каком-то одном музыкальном жанре — он связан с настоящей большой музыкой.
Вопрос: Есть ли кто-либо в мире, кого бы Вы хотели записать?
Майкл: Джон Брион. Он — великий музыкальный продюсер. На его счету огромное количество отличной джазовой музыки, а также музыка к фильмам и замечательные поп-записи.
Вопрос: Самая главная черта Вашего характера, как звукоинженера?
Майкл: Способность создавать для артистов комфортные условия, в которых они могут творить свое волшебство.
Вопрос: Кем бы Вы хотели остаться в истории?
Майкл: Тем, кто мог извлекать максимальную пользу из талантливых людей.
Вопрос: Какие интересные и деловые советы Вы могли бы дать?
Майкл: Музыканты и артисты обязательно должны поручить кому-либо вести их коммерческие дела. Таким образом, вы сможете по-настоящему сконцентрироваться на творчестве, что поможет вам достичь больших успехов в музыке. Однако, вы, и ваш менеджер, должны всегда очень внимательно читать свои контракты.
Вопрос: Расскажите о самом нелепом случае, который произошел с Вами в студии звукозаписи?
Майкл: Это настройка барабанной установки для записи, которую я видел, работая в «Ocean Way». Нет, нет, это была не моя сессия — так случилось, что я наблюдал за работой одного артиста в соседней студии, через зал от меня. Там занимались нарезкой основных дорожек. Никогда в своей жизни я не видел такое количество микрофонов на одной ударной установке, включая микрофоны с обеих сторон бас-барабана, а также сверху и снизу хай-хэта. Каждый из микрофонов был заведен в отдельный канал и записывался на свою дорожку, за исключением того, что микрофоны, установленные в верхней и нижней части томов, были объединены, и их фаза, понятно, не была перевернута.
(При записи, например, «пластика» барабана или диффузора гитарного «комбика», микрофоны иногда устанавливаются с двух сторон источника колебаний: снаружи и изнутри, чтобы получить максимальную отдачу по динамике, при этом, один из микрофонов, традиционно внутренний, записывает противофазный сигнал. Затем эти противофазные сигналы суммируются на микшере. — пер.).
Вопрос: Кто из артистов, с которыми Вы работали, является самым удивительным?
Майкл: Кристина Агилера. Она — удивительная певица с огромным потенциалом. Ее ждет прекрасное будущее.
Вопрос: Что делает продюсера действительно великим?
Майкл: Способность видеть глазами артиста, способность получать от него или нее гораздо большее, чем кто-либо и когда-либо. Способность найти ту самую недостающую часть, которая поможет им выделиться среди прочих и сделает их действительно великими и незабываемыми артистами.
Майкл: Изучайте теорию музыки, читайте документацию, изучайте мастер-записи, сделанные с помощью новейших цифровых технологий и вы приобретете знания, и понимание, как все устроено, как сделать лучше. Сейчас настало очень захватывающее время в музыкальной индустрии. Некоторые вещи меняются в беспрецедентном темпе и никогда еще не было лучшего времени, чтобы быть независимым артистом. Хорошие записи могут быть сделаны за меньшее количество денег, чем когда-либо, и вы можете теперь сделать качественную запись даже у себя в спальне.
Вопрос: Ваши советы новичкам для удачного старта в индустрии звукозаписи?
Майкл: Если мэйджор-лэйбл заключит с вами контракт, то он окажет вам больше поддержки, чем когда-либо. Я могу микшировать записи в моей студии. Эти файлы могут быть отправлены мне через мой веб-сайт, на мой FTP. Я загружаю их, микширую, сохраняю в MP3 и отправляю клиенту в любое место, где бы он ни был, для их одобрения. Далее, я могу закачать окончательный микс на мой веб-сайт, чтобы клиент мог скачать его, находясь где угодно. Это потрясающе! 12 октября 2006 г.
По материалам журнала «MixBuss» ©
Перевод: Big Black Rat