пятница, 10 апреля 2009 г.

Студийные аудио мониторы. Уточнения и предложения.

Аудио монитор Приветствую, коллеги!

Сегодня я расскажу о такой штуке, как бюджетные аудио мониторы для вашей домашней студии. Покупать дорогие аудио мониторы, чтобы использовать их в работе на дому, накладно и не рентабельно. Деньги-то вы тратите свои, кровные. Сомневаюсь, что эти замечательные во всех отношениях, крутые аудио мониторы окупятся даже на сотую свою часть результатами, полученными с их помощью. Упираться в такие супер аудио мониторы - не надо. Ну, если вы, конечно, не сын или отец олигарха. Тогда вы можете себе позволить вот так красиво и широко ошибаться.

Для ваших задач вполне хватит недорогих аудио мониторов, которые сейчас имеются в избытке во всех специализированных магазинах и фирмах. Откуда и как они появились? Я уже писал ранее. В общем, призываю вас не прыгать за журавлем в небо, а попытаться все же разглядеть синицу в руке. Для начала разберем те задачи, которые должен выполнять студийный аудио монитор. Какой он должен быть, чтобы вы могли работать с достаточной уверенностью в результате?

Начнем с простого и, фактически, с конца:

- аудио мониторы должны быть недорогими;

- они должны быть небольшими, чтобы помещаться на письменном столе или на самодельных подставках;

- они должны быть надежными в эксплуатации;

- они должны быть активными для удобства размещения, подключения и простоты использования;

- они должны обладать достаточным частотным диапазоном для полноты звуковой картины;

- их мощность должна быть так же достаточной для вашей рабочей ситуации;

- у них должна быть по-возможности гладкая АЧХ - они не должны “окрашивать” и улучшать звук.

Пожалуй это все.

Но, что же такое АЧХ? Это - амплитудно-частотная характеристика. В случае с акустикой эта характеристика представляет из себя график зависимости создаваемого излучателем (динамиком) уровня звукового давления от частоты подаваемого на него (излучатель) сигнала - синусоиды с постоянной амплитудой напряжения. Вследствие этого, по оси Х мы имеем частоту в Гц (герцах), а по оси Y - уровень звукового давления в дБ (децибелах).

Нижняя и верхняя границы частотного диапазона любой акустической системы, коей является и наши аудио мониторы, определяются неравномерностью ее АЧХ (в дБ). Если в описании характеристик аудио мониторов написано: "50 Гц - 20 кГц при -3 дБ", то это означает, что ниже 50 Гц и выше 20 кГц спад амплитудно-частотной характеристики данной акустической системы превышает 3 дБ, т. е. аудио мониторы, конечно, будут воспроизводить и более низкие, и высокие, чем указанные в паспорте, частотные составляющие, но уже не так эффективно, как этого требует тот или иной стандарт измерений.

Форма АЧХ так же заметно влияет на само звучание аудио мониторов, в той или иной мере влияя на тембральную “окраску” звука. Например, звуковые мониторы с "задранной" в районе 1-4 кГц АЧХ будут казаться более громкими, чем аудио мониторы с плоской в этом диапазоне характеристикой.

Все тесты аудио мониторов проводятся в специальном “безэховом” помещении при помощи контрольного микрофона, тестовых аудиосигналов и композиций. Естественно, что АЧХ монитора на низкой частоте (НЧ) сильно зависит от акустики конкретного помещения, где его тестируют, а на высокой частоте (ВЧ) - от угла прослушивания. Хорошие АЧХ для аудио мониторов имеют отклонения в пределах +/- 3 дБ в диапазоне от 50 до 15000 Гц. Качество мониторов зависит не только от АЧХ, но и от уровня искажений, равномерности АЧХ по различным направлениям в пространстве и других важных факторов.

* Есть еще и ФЧХ - фазо-частотная характеристика, но мы ее пока рассматривать не будем.

В общем, вы поняли, чего вы ждете от своих возможных аудио мониторов и уточнили для себя некоторые специальные понятия. Что же дальше? А дальше вот что.

После многих лет работы в серьезных студиях звукозаписи, я принял участие в одном интересном радио проекте. Мне была поставлена задача подобрать оборудование для небольшой студии звукозаписи. Учитывая бюджет, я естественно не мог включить в список необходимого мои любимые аудио мониторы - Dynaudio Acoustic BM6A. Пришлось срочно искать бюджетный вариант. Причем - очень бюджетный. Зная свои капризы, я понял, что задача непростая.

Мониторы AxelvoxВ процессе поисков, я наткнулся на весьма любопытные аудио мониторы. Естественно китайского производства. Зато, по стоимости от 5 до 9 тысяч рублей за штуку. Круто, да? Это - продукция под маркой Axelvox. Существуют три модели этих мониторов: TR-5a, TR-6a и TR-8a. Внешний дизайн всех моделей похож, а цифра в названии указывает на диаметр использующегося НЧ-динамика. Вполне пригодный вариант. Синица в руке. Но, бывает и кот в мешке. Этого никто пока не отменял. Китай все таки…

Результаты измерений всех аудио мониторов Axelvox специалистами можно считать вполне нормальными. Явных недостатков эти измерения не выявили, что для бюджетных мониторов является хорошим признаком. В целом качество звучания Axelvox позволяет использовать эти аудио мониторы в профессиональной сфере.

Несмотря на малую стоимость, явных перекосов в звучании мониторов не наблюдается, все достаточно сбалансировано. Преимуществом этой акустической системы является натуральная передача тембров в области средних частот. Никакого тембрального провала в переходной зоне нет. Нижний регистр звучит неплохо. Недостатка насыщенности в области низких частот не наблюдается. В то же время нет гулообразного оттенка от применения фазоинверторной схемы. Что же касается некоторых отдельных недостатков мониторов, то тут нужно отметить не совсем достаточную детальность звучания во всем рабочем диапазоне и заметную “окрашенность” в области высоких частот, вследствие искажений.

Все мониторы Axelvox являются вполне удачными. Качество звучания находится на уровне младших моделей от брендов, превышающих Axelvox по стоимости. Выявленные недостатки не так уж значительны. А конкурентов среди аудио мониторов за такую низкую стоимость - просто нет.

В случае с Axelvox мы пошли на поводу у цены. Все таки - компромисс налицо. Если же у кого-то отложено больше денег на покупку аудио мониторов, то тогда стоит рассмотреть другой вариант. Позволю себе предложить вот этот.

Мониторы Tannoy Reveal 5ATannoy Reveal 5A. Стоят они порядка 11 тысяч рублей за штуку. И имеют неплохие отзывы, как у экспертов, так и у пользователей.

В звучании аудио мониторов Tannoy Reveal 5A следует выделить хорошо проработанную середину и чистые высокие частоты. Из-за низкого уровня искажений, во всем воспроизводимом диапазоне, в звучании присутствует хорошая детальность, необходимая для выявления недостатков при работе со звуком на этапах записи и сведения. Яркое, натуральное звучание на средних частотах также позволяет уверенно чувствовать себя при сведении аудио материала.

Единственный на мой взгляд недостаток модели - низкие частоты не так проработаны, как средние или высокие, поэтому дополнительное использование дополнительного низкочастотного аудио монитора - сабвуфера, весьма желательно. Что же вы хотели от динамика с диффузором всего 12 сантиметров? Но, это будет вам обойдется еще примерно в 18 тысяч рублей. Однако, оно того действительно стоит.

Кроме прочего, акустическая система Reveal 5A, является весьма удачным решением по качеству звучания. Имеет уникально низкий уровень искажений, красивый дизайн и удобно расположенные на передней панели элементы управления.

KRK Rokit Powered 8 G2Рискну углубиться дальше. Если же у вас в “загашнике” сумма еще приличнее, то тогда стоит обратить внимание на вот эти аудио мониторы. KRK RP8G2 (Rokit Powered 8). Стоят они примерно 15 тысяч рублей за штуку.

Звучание этих аудио мониторов следует признать хорошим. Для бюджетных мониторов это очевидный прогресс. Такого замечательного звука от KRK серии Rokit просто не ожидаешь. Тембр достоверный по всему частотному диапазону. Стерео панорама в норме и хорошо контролируется. Средние частоты абсолютно не провалены.

Мониторы KRK Rokit получились очень удачными. Оставаясь на доступном по цене уровне, они демонстрируют отличное качество звучания. Имеет место сбалансированность цены и качества. Модель KRK RP8G2 будет хорошим выбором для полночастотного мониторинга различных стилей электронной музыки в домашней студии с небольшим бюджетом. Все совсем даже не плохо.

На этом повествование о студийных аудио мониторах временно закончу.

Удачи в творчестве!


Обсудить статью на форуме.

22 коммент.:

Анонимный комментирует...

Добрый вечер. Спасибо за этот блог. Узнал очень много полезного, надеюсь вы будете и дальше радовать своими статьями.
Возник вопрос. Собрался брать мониторы M-Audio BX5a Delux, а один товарищ говрит, что для домашней студии хватит и Behringer MS40. Понимаю, что это, быть может не лучшие варианты, но финансовый вопрос стоит очень остро :)
А рекомендованные Вами Axelvox TR найти не получилось.
Звуковая карта M-Audio Audiophil 2496.
Что вы можете посоветовать?
Заранее спасибо.

Big Black Rat комментирует...

Спасибо за отзыв!

Что касается мониторов Axelvox, то есть вариант посмотреть их по указанной мной ссылке, в статье, насколько я помню, там имеется возможность доставки товара по РФ.

Далее. M-Audio BX5a Delux - неплохие мониторы в своей категории, правда, им присущи искажения в области НЧ... Однако, ВЧ звучат неплохо, чисто. Мониторы, в целом, сбалансированные. Только сразу приготовьте поролоновую заглушку для фазоинверторов. :)

Behringer MS40 отличает наличие преобразователя. Т. е. для передачи сигнала используется S/PDIF. Даже не знаю, что Вам сказать про эти мониторы... Мне кажется, что обе модели находятся в одной нише, как ценовой, так и вообще. Надо, конечно, слушать и сравнивать.

Ожидать каких-то волшебных свойств от них не стоит. Бюджетные аудио мониторы должны выполнять и должны соответствовать лишь своему назначению и затраченному бюджету. Ваш товарищ в чем-то по-своему прав...

Гораздо важнее понять и определить всю последующую производственную цепочку и приспособиться к ней, как технически, так и морально. :)

Допустим, имея в своей домашней студии звукозаписи какие-то бюджетные контрольные аудио мониторы, Вы далее отправляете музыкальный материал на последующее сведение (или сразу на мастеринг) сторонней студии. Зная их требования и требования рынка, Вы вполне будете способны, пусть даже эмпирическим путем, приспособиться к такой линии производства аудио материала. Постепенно Вы привыкните, учтете все погрешности и будете предвидеть различные возможные нюансы.

Так что определитесь, каковы Ваши реальные цели и амбиции? Может не стоит тратить много денег и нервов на то, что возможно является просто хобби? Кто знает, как все пойдет далее? А если Вы озаботились профессионально, то тогда рекомендую постепенно изыскивать более широкие возможности для работы, чем настольный компьютер в домашних условиях. Пусть не сразу, но все же.

Вернемся к аудио мониторам. Поверьте, какие бы аудио мониторы Вы не купили, пусть даже самые дорогие, все равно придется решать вопрос с оптимизацией помещения, в котором Вы работаете со звуком, для получения конечного удовлетворительного результата. Придется многократно тестировать конечную фонограмму на других различных аудио системах, включая клубные или концертные. Включая китайские "пукалки" и так далее. Придется прослушать множество контрольных записей. И вырабатывать свой собственный алгоритм работы.

Поэтому, покупайте то, к чему у Вас более душа лежит и то, что Вам субъективно понравится по звучанию.

Удачи!

Анонимный комментирует...

Спасибо за скорый и подробный ответ. Очень хорошо знать, что есть человек к которому можно обратиться за советом! Что касается домашней студии - это не хобби, а скорее начало серьёзного изучения одной из сторон музыки. Первые шаги так сказать. Надо же с чего-то начинать.
Насчёт Axelvox вы, конечно, правы, но я не из РФ к сожалению:( А у нас в Украине я, вроде, не нашёл где бы можно было их заказать. Так что придётся обходиться какими-то из этих двух. Буду пробовать. Ещё раз спасибо за совет. Очень жду новых статей. Хотелось бы почитать о записи баса и клавиш в домашних условиях ;)

Анонимный комментирует...

Хочу купить на домашную студию мониторы. Что вы скажете нащет ADAM A7?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Вначале - ответ первому Анонимному читателю:
Статьи о записи баса и клавишных обязательно будут. :) Следите.

Далее ответ второму Анонимному читателю:
Что касается мониторов ADAM A7, то надо заметить, что это все таки бюджетная модель. Отсюда и минусы, и плюсы.

К минусам я бы отнес некоторое количество искажений, гармоник, возникающих в области низких частот, чем ниже - тем больше, но, что ожидать от звуковых мониторов подобной архитектуры? Они и не рассчитаны на достоверный мониторинг в области НЧ, впрочем, как и большинство других студийных мониторов ближнего поля. Немного обрезан и нижний регистр средних частот... Совет: не пытайтесь корректировать присутствие НЧ при помощи ручек подстройки данного монитора - кроме нудного бубнения ничего не добьетесь.

Точность контроля в области низких частот зависит от величины НЧ динамика аудио монитора. Если вы занимаетесь танцевальной, клубной музыкой - ищите другую возможность прослушивать необходимый "низ". Между тем довольно уверенный контроль в области высоких и средних частот данный монитор вам обеспечить безусловно сможет.

Из плюсов - равномерность АЧХ приятно удивляет, а также небольшие размеры и функциональный дизайн, и сравнительно доступная цена, несмотря на фактически такие же возможности, как у старших моделей от ADAM.

Вообще, мониторы неплохие - рекомендую. Для небольшой студии они отличная находка. Но, должен в 100-ый раз заметить, что даже приобретя самые "крутые" аудио мониторы для своей студии звукозаписи, вам все равно придется значительное время приспосабливаться к их звучанию и к влиянию внешних факторов, т. е. придется учиться "рулить" саундом в конкретной ситуации. Не рубите с плеча. :)

Творческих успехов!

civilizator комментирует...

Доброе время суток вам! Бороздя бескрайние просторы интернета наткнулся на EUROSOUND SM-8A, попытался найти отзывы, но кроме сухих технических характеристик так ничего и не нашёл... подумал немного и решил всё таки задать вам вопрос по поводу этих мониторов...просветите по возможности))) Заранее благодарен.

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. К сожалению, я незнаком с таким оборудованием. Лично я бы не стал рисковать, выбирая в качестве покупки незнакомые аудио мониторы...

civilizator комментирует...

Вот очень забавная похожесть....улыбнуло:

AXELVOX TR-5A: http://www.audiomidi.ru/shop/UID_3055.html

Eurosound SM-8A: http://www.irkshop.ru/product.php?prod_id=29894

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Ищутся активные мониторы ближнего поля за 250-300 баксов для дома (электронная музыка разных стилей). На первом месте - ПРОЗРАЧНОСТЬ. Линейности АЧХ и басов за такие деньги даже и не жду... Поэтому спектроанализатор и буду делать поправки, а бас рулить в ушах (ещё и уши мне брать, посоветовали Sennheiser HD 200, поэтому 300 баксов за пару - потолок, и в будущем пока ничего не предвидится... А так хочется Юльку (ESI Juli@) опробовать уже сейчас :)).
Слушать самому нет возможности, только под заказ... Получается кот в мешке...
Если вы слышали что-то подходящее под мои требования, можете мне что-то посоветовать? И что-то можете сказать о ESI nEar 04 и M-Audio Studiophile DX4?

Big Black Rat комментирует...

День добрый. Если Вы найдете удобный для себя способ мониторинга низких частот, то в таком случае советую Вам обратить внимание на аудио мониторы Roland DS-5. Кстати, их цена как раз где-то в районе $250. Насыщенных НЧ не обещаю, но верх и середина будут предельно честными.

Анонимный комментирует...

Класс, СПАСИБО!! И по цене подходит:)
Может быть, Вы мне еще сможете посоветовать какие-то наушники до 100-150 долларов для мониторинга низких частот, или Sennheiser HD 200 вполне справятся?..

Анонимный комментирует...

Маленькая проблемка... Я ищу мониторы до 300$ ЗА ПАРУ. А Roland DS-5 в районе 250$ ЗА ОДИН...
Видимо, диллема выбора снова возвращается к ESI nEar 04 и M-Audio Studiophile DX4...

Анонимный комментирует...

Тогда, наверное, M-Audio Studiophile DX4... Они хоть больше (дарят надежду на какой-никакой бас), и должны быть выполнены покачественнее Соло-2... У меня сейчас F&D SPS-866 и менять их на Соло-2 - шило на мыло, ИМХО.
Хотя твитер из какого-то майлара... Пластик что-ли? В таком случае шелковый у Еси лучше, хоть они и меньше.
А уши у меня возникла мысль взять Sennheiser HD 200 и AKG K66 сразу :) В районе 100 зелени получится.

Анонимный комментирует...

Доброе время суток!
Хотел бы узнать мнение о Behringer TRUTH B3030A.
Очень давно занимаюсь музыкой (я гитарист). Музыка будет писаться хард рок и иже с ним.В общем "грязная" гитара и все вытекающие последствия. Всё это для дома. Бюджет примерно 500-600$ за пару.
Заранее спасибо за ответ и понимание.
P.S. Если, что-нибудь посоветуете под эту музыку, буду очень благодарен.

Big Black Rat комментирует...

День добрый. Предлагаю обсудить все вопросы на форуме "Звукорежиссер": http://audioproducer.soundguru.ru

В этом блоге довольно трудно обмениваться мнениями. Он больше для статей по звукорежиссуре, а их обсуждение - на форуме.

Анонимный комментирует...

Пользуюсь полгода Аксельвоксами TR-5a просто охрененные мониторы за копейки!!!Только на одном очень наклейки криво китайцы понаклеели..Ну это ладно главное звук.Всем малобюджетникам советую.Можно даже дома на них отлично свести трек!!!

Кстати а правда почему Аксельвоксы и Евросаунд одинаковые?!!
AXELVOX TR-5A: http://www.audiomidi.ru/shop/UID_3055.html

Eurosound SM-8A: http://www.irkshop.ru/product.php?prod_id=29894

Анонимный комментирует...

Добрый вечер (или день). На днях приобрел себе пассивные мониторы BEHRINGER TRUTH B2031P пока использую с ресивером Pioneer VSX 519V, со следующе получки планирую приобрести усилитель для мониторов (бюджет примерно 10.000 р.). Как вариант рассматриваю BEHRINGER A 500. Что Вы можете порекомендовать и если можно, пару слов о мониторах.
И еще вопросик...может не в тему, но все же очень интересует...Имеется esiJuli@, Sennheiser HD 25, пассивные мониторы BEHRINGER TRUTH B2031P, (надеюсь)и будущий усилитель для мониторов (как правило без выходов на наушники).Как это все грамотно скомутировать, что нужно докупить? Желательно чтобы "неперетыкать" кабеля.

papes комментирует...

Здравствуйте. Спасибо за очень полезную информацию, но хочу спросить о бюджетных мониторах для сведения именно "живых" инструментов, а не электроники. Есть ли особенности в выборе по такому параметру. Хотели приобретать ADAM A5x, думаю в этом ценовом диапазоне выбор будет все таки ограничен)))

zastavets комментирует...

Что можете сказать о: Axelvox PM-6A

Анонимный комментирует...

Добрый день!!
Хочется выразить огромную благодарность за все посты - для меня - это честно находка!! Сложно найти людей которые дают дельные советы опираясь на свой опыт!!
Вопрос у меня конечно же есть ...
Мониторы KRK RP8G2 (Rokit Powered 8) рекомендуют для домашних студий и чаще для електронной музыки. Почему? Они будут столь же эффективны для обработки живых инструментов(эл.гитара, басс и т.п.)?

Стоит искать другие мониторы в этой ценовой категории? Или может стоит приглядеться например к ADAM A5x??

Спасибо!)

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, в наличие имею совковые динамики S-90 radiotehnika, к ним собираюсь прикупить усилитель "Прибой"/"Одиссей", хочу использовать в качестве мониторов, какие будут советы по этому поводу? Спасибо))

Анонимный комментирует...

Отличная статья! Жаль что наткнулся на нее уже после покупки NS-10M Pro. KRK 8 взял бы тогда.)

Отправить комментарий