четверг, 9 апреля 2009 г.

Студийные аудио мониторы. Размышления.

Dynaudio Acoustic BM6A MK IIДоброго времени суток!

Я закончил работу над ремиксом Slowmotion “Solarstone & Orkidea”. Отправил результат партнерам в “Lost Language”, получил в ответ горячее одобрение Джона Питчера и, собственно, “Solarstone”. Приняли ремикс с первого раза. Релиз, видимо, не за горами. И теперь появилось время написать в блог очередной пост.

Тема сегодня, как мне представляется, весьма полезная. А именно, как выбрать аудио мониторы для вашей домашней студии. Вначале, я хотел назвать этот пост “Удар по ушам или по бюджету?” Но решил не оригинальничать. Оставил название, пусть банальное, но зато – тематическое.

В студии без аудио мониторов – никуда. Надо понять это четко. Схема “буду сводить в наушниках” – не прокатит. Контроль без аудио мониторов будет крайне неудобным и крайне неверным. Наушники можно рассматривать лишь, как дополнение к вашим аудио мониторам. Как инструмент контроля на более глубоком уровне: баланс, панорама, детализация. А вот именно то, что называется саунд, можно прочувствовать и “нарулить” только лишь с помощью хороших аудио мониторов. Но, студийные аудио мониторы – штука слишком важная и дорогостоящая, чтобы отнестись к их выбору и покупке походя.

Я бы разделил все аудио мониторы на три логичных класса: бюджетные, хорошие рабочие лошадки и топовые. Про топовые мы даже пока и говорить не будем – очень дорогое удовольствие. Рабочие лошадки тоже не дешевы, но все же дешевле, чем топовые мониторы и при этом мало уступают им по характеристикам. Их в основном покупают для продакшн студий и рекординг студий среднего уровня. А вот бюджетные звуковые мониторы в основном сориентированы по цене как раз для недорогих домашних студий.

Далее. Существуют аудио мониторы разного назначения. Они подразделяются на мониторы ближнего поля, среднего и, соответственно, дальнего поля. Последние два варианта используются в больших и серьезных рекординг и продакшн студиях, где само контрольное помещение студии - не маленькое. Так что говорить мы будем именно о мониторах ближнего поля. Чаще всего, люди имеют ввиду именно этот тип аудио мониторов, когда произносят слова: контроль звука в небольшой студии звукозаписи или в домашней студии. Практически бывает достаточно иметь только эти аудио мониторы, чтобы получить более-менее приличный результат на выходе.

Так же аудио мониторы делятся на активные и пассивные. Активные имеют встроенные усилители и все, что требуется, это - только подключить к ним кабель. Пассивные же необходимо подключать к тщательно подобранному внешнему усилителю и уже к нему подключать кабели, передающие сигнал, скажем, с микшерного пульта или со звуковой карты.

Сторонников у каждой из этих двух архитектур достаточно. Но, думаю ясно, что активные аудио мониторы удобнее вследствие отсутствия внешнего усилителя и гармоничнее, так как, параметры взаимодействия “динамики + усилитель” заранее выверены производителем. Именно поэтому, пассивные аудио мониторы постепенно вытесняются с рынка мониторов ближнего поля.

Аудио мониторы бывают так же с различным количеством полос. То есть – динамиков. Которые отвечают за передачу сигнала определенного частотного диапазона: высокочастотные динамики (ВЧ), среднечастотные (иногда, широкополосные - СЧ), и низкочастотные динамики (НЧ).

Имеются так же и фазоинверторы, о назначении которых я писал ранее. Задача всех этих полос совместно образовать целостное звуковое поле, достоверно передающее исходящий аудиосигнал. Честно показывающее звуковую картинку, желательно без какого либо “окраса и ложного улучшения”  сигнала.

Полос бывает либо две, либо три. Сколько будет в вашем случае, это – не принципиально. Количество динамиков зависит лишь от конструкции конкретной модели. Как правило, в современных активных аудио мониторах за каждую частотную полосу отвечает отдельный специализированный усилитель мощности, который снабжен защитой от перегрузок и его работа согласована кроссовером. Кроссовер, это - прибор, объединяющий в себе регулируемые фильтры, которые разделяют частоты для вывода их на раздельные динамики.

Продолжу размышления. Конечно, приспособиться можно фактически к любым аудио мониторам. И научиться “рулить” звуком с неплохими результатами. Но, такой путь все же более эмпирический. Требующий времени, постоянных звуковых проб, сравнений, перепроверок. И как следствие, всегда остаются творческие, и технические сомнения.

Человек, работающий над звуковым материалом, над его сведением, над саундом, чувствует себя, по аналогии, если не слепым художником, то уж точно кривым дальтоником. А это, поверьте, очень угнетает. Поэтому, иметь хорошие аудио мониторы в своей домашней студии дело стоящее и почти обязательное. Но, все же, привыкание решает и определяет многое. Как ни крути.

Лично для себя я давно определил, что называется, “любимые аудио мониторы”. Работая в различных студиях, я обязательно приобретал именно их, так как привык к конкретному звучанию и знаю, что надо и как надо сделать, чтобы все было ок. Поверьте, менять знакомые и проверенные “в бою” аудио мониторы очень тяжело, это все равно, что поменять жену, квартиру и машину одновременно. Ну, вот… В моем случае, это – Dynaudio Acoustic BM6A. Сейчас появилась новая версия этих легендарных аудио мониторов – MK II. Лично для меня эти мониторы являются своеобразным эталоном. Прошу простить меня за излишний старческий консерватизм…

Раньше, в 99 году, за один такой аудио монитор, продавец просил $ 2100. Значит, за пару получалось $ 4200. Это весьма дорого. * Кстати, обратите внимание, когда будете смотреть цены звуковых мониторов. Продавцы почти всегда указывают стоимость за один монитор, а не за пару. Сейчас же цена на них значительно снизилась. Не дремлют и конкуренты: Quested, Adam, PMC, AC и прочие - развиваются, изобретают новые излучатели, применяют новые материалы, инновационные решения. Раньше, пожалуй, на российском рынке присутствовали лишь активные аудио мониторы от Genelec, да пассивные от Yamaha или JBL. Времена, к счастью, меняются.

Замечу, что все перечисленные выше аудио мониторы все же более тяготеют к топовым, хотя, все зависит от конкретных моделей этих производителей. Однако, стоимость!.. Думать производителям было над чем. Ценовая ниша в нижней своей составляющей была фактически не занята. Но, как я уже сказал, подоспели новые решения, удешевляющие процесс производства, снижающие себестоимость данной продукции. Возникли различные молодые фирмы (в основном, размещенные в Китае), которые задались целью захватить часть рынка, выпустив дешевые, но при этом приемлемые по качеству аудио мониторы.

Попытки такого производства имеют, как отрицательные, так и положительные прецеденты. В конце концов, накопив опыт производства и продаж, такие фирмы начали наполнять рынок “незнакомыми”, но зато весьма дешевыми аудио мониторами. Которые, иногда, получается применять даже в аудио производстве. Надо понимать, что такие бюджетные аудио мониторы прежде всего были сконструированы именно для домашних студий. Для производства несложной аудио продукции или записи демо треков. И спрос на такие мониторы действительно имеется, и довольно неплохой.

На сегодня – все. В следующем посту я обязательно расскажу, как раз о бюджетных аудио мониторах.

На связи!

1 коммент.:

Kostyamart комментирует...

Спасибо!

Отправить комментарий