понедельник, 9 ноября 2009 г.

Звукорежиссер и звукорежиссура: лирическое отступление.

Звукорежиссер - что это такое? Всем привет! Нарушу четкое и последовательное повествование блога «Звукорежиссер», в котором я рассказываю про звуковое и музыкальное оборудование, потому, что чувствую — люди хотят читать и знать не только о приборах и инструментах, а также то, как ими пользоваться и то, как сделать то или иное на практике. Тут, наверное, все же стоит говорить не только о таких разделах индустрии звукозаписи, как звукорежиссура, но и о таких важных вещах, как аранжировка, сведение, обработка аудио материала, премастеринг, запись музыкальных инструментов, запись голоса, саунд продюсирование, и тому подобное.

Буду разбавлять пока что «сухой» блог более интересными и человечными вещами, и безусловно полезными: начиная от приемов и секретов работы со звуком, работы над аранжировкой, и заканчивая звукорежиссерскими байками. Естественно, что я буду прежде всего опираться на свой опыт. Но и опыт мировой в стороне не останется. Совместными с вами усилиями мы придем к умозаключению: как правильно записать голос, как правильно записать гитару, как правильно записать бас, как правильно записать клавишные, как правильно записать барабаны, как вообще правильно записать музыкальный трек и музыкальный альбом в целом, чтобы все звучало. Что для этого необходимо? На какие моменты нужно обращать внимание прежде всего, а о каких можно вообще не беспокоиться? В чем отличие концертной ситуации от студийной в плане звучания? Будем разбираться вместе.

Блог, как инструмент, не совсем оптимален для формы диалога «вопрос — ответ». Если аудитория блога «Звукорежиссер» со временем разрастется, то можно будет подумать о запуске форума по данной тематике. Но, пока работаю в прежнем режиме. Просьба к читателям, если вас не затруднит, способствовать развитию этого ресурса, расставляя на него ссылки на тематических форумах и других площадках. Проект не коммерческий, но, хотелось бы повесить хотя бы баннер спонсора. А спонсоры, они, сами знаете, какие капризные. ;) Просто хочется уделять этому блогу больше времени, чем я сейчас могу себе позволить... В свою очередь, я готов выслушать встречные предложения от читателей, и далее, также максимально просто и доступно писать обо всех звукорежиссерских рабочих моментах. Народ просто желает знать: КАК ЭТО делается?

Из писем, а пишут мне довольно много, я сделал вывод, что в большинстве случаев человек начинает стремиться к музыке, к работе над ней, скорее интуитивно и неосознанно, чем исходя из четких логичных мотивов. Многие находятся на начальной стадии знакомства с миром звука, некоторые уже продвинулись вперед, но перед теми и другими стоит пока нерешенная задача — что же это такое для него - его занятия звукорежиссурой и музыкой?

Вообще, я не хотел бы разделять в будущем эти два понятия — музыка и звукорежиссура. Хотя, если брать радио, относительно которого у меня также накоплен значительный опыт (более 10 лет проработал звукорежиссером, а затем техническим директором), то музыка тут отходит на второй план. А вот речь, студийное оборудование, программное обеспечение и так далее - на первом плане.

Сейчас появилось очень много публикаций, в основном в сети, именитых зарубежных деятелей музыкальной индустрии. Они вроде бы красиво и даже толково поучают, как все надо делать. Однако, парадокс. По большей части, эти профессиональные откровения производят два странных эффекта. Первый — постепенное понимание, что на практике предложенные вещи почему-то бесполезны (то ли восприятие изложенного такое, то ли их и наша реальность различается), а второй — принятие написанного на веру, на уровне религии, и абсолютное зомбирование собственного творческого процесса. Причем, отстаивание чужого авторитетного мнения нередко носит агрессивный характер — т. е. все, кто не в курсе либо не согласен - невежды. Такого рода само-профанация и смешит, и пугает одновременно.

Факт прочтения сам по себе ничего не меняет - он не дает в руки ключа от дверей, за которыми скрыта абсолютная истина. Читать конечно надо, но надо, извините, еще и музыкантом быть талантливым, и человеком неординарным, как в творчестве, так и в жизни. Нужно иметь определенный уровень понимания, так скажем, тут имеется довольно высокий порог вхождения в тематику. И, к слову сказать, многолетний опыт — замечательное анти-авторитарное успокаивающее. Выводы напрашиваются сами: чем больше практики, тем лучше. Не надо бояться ошибок, но надо научиться их находить и избегать в будущем. И нужно очень серьезно относиться к тому, что вы делаете и, не делая скидок на свою частную ситуацию, всегда стремиться к качеству во всех его проявлениях: будь это безбашенное творчество или кропотливая звукоинженерная работа.

Вот. Написал несколько спонтанно и скомкано, но кажется в целом понятно. Жду ответной реакции читателей.

P.S: А то, что статьи с моего блога часто воруют, говорит лишь об их актуальности и уникальности. ;)

С уважением, Big Black Rat

4 коммент.:

ColdDyn комментирует...

Привет! в чём заключается обработка треков при составлении муз. альбома, чтобы все треки были одинаковы по уровню громкости и звучанию и как это делатся? если можно по подробнее поясните пожалуйста

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Извиняюсь за паузу в написании статей, вызванную моей занятостью и подготовкой форума для этого блога. Я обязательно подробно расскажу об этом процессе в дальнейшем.

Сейчас могу только указать на некоторые моменты. Есть, как минимум, два вида музыкальных альбомов, касаемо их составления. Это - треки, специально написанные в рамках этого альбома, в один период, в едином прочтении и звучании. И есть сборник треков, записанных в разное время, этакий винегрет, каким либо смысловым образом увязанный в единый альбом.

В этом случае - задача очень разнИтся. Если в первом варианте формирование единого саунда и динамики не составит особого труда, то во втором варианте, это - задачка со многими неизвестными и как правило, требующая определенных компромиссов. Прежде всего нужно понимать, что именно Вы хотите достичь и что ставите "во главу угла" именно в этом альбоме.

Правильная динамика, саунд и грамотное сведЕние любого трека закладываются еще на уровне аранжировки, еще на первых ее этапах. Это я просто напомнил.

Процесс "выравнивания" звучания альбома в большинстве случаев - звукорежиссерское ноу хау. У каждого звукорежиссера свой подход в деталях, но в своей основе, это - правильное использование различных динамических обработок при подготовке материала и мастеринг процессоров при пред-релизной подготовке. Также применяется частотная корректировка эквалайзерами, как отдельных дорожек инструментов, так и трека в целом, но ей особо не стоит злоупотреблять. Достаточно определиться с посадкой партий (частотная октавность) и соблюсти частотную характеристику микса в целом, учитывая его жанровую принадлежность и здравый смысл.

"Выравнивание" также контролируется как помощью различных анализаторов, так и субъективно при прослушивании альбома в целом. Важно не забывать, что альбом должен быть не только ровным по динамике, но и родственным по саунду. Иногда удается найти некий компромиссный алгоритм такого процесса и это - удача. Тогда возможна "прогонка" альбома в целом, с учетом небольших индивидуальных поправок. Не рассказать в двух словах...

Получившийся микс обрабатывается каким либо многофункциональным процессором, либо цепочкой процессоров, куда входят, к примеру: преамп (возможно, ламповый предусилитель или сатуратор в некоторых жанрах), эквалайзер, многополосный компрессор, лимитер, экспандер, гейт, многополосный расширитель стереобазы, конвертер и тому подобное. Иногда примешиваются необходимые гармоники, иногда овердрайв, все зависит от задачи, от жанра, от фантазии саунд продюсера.

Для примера: допустим, альбом Red Hot Chilli Peppers "Californication" был вообще сведен в моно, а предварительно материал был пропущен через ленточный Ampex для придания ему "ленточного" звучания. И кто скажет, что альбом звучит плохо или неправильно?

Постараюсь в последующем более развернуто ответить на данный вопрос, но уже в рамках форума.

Удачи!

ColdDyn комментирует...

Спасибо!

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Я начинающий музыкант (наверное это звучит слишком самонадеянно, но всё же). Я записал уже много своих песен, однако делал это на дому, ведь студия - это хлопотное для меня дело. Не могли бы вы подсказать, какие составляющие (Программа для микширования, аудиокарта, пульт, микрофоны и т.д.) наиболее подходили бы для записи на дому! Заранее благодарен за своевременный ответ!

Отправить комментарий