четверг, 5 ноября 2009 г.

Микрофон. Легенды от Shure и Sennheiser.

Приветствую всех!

Как и было обещано, сегодня я продолжу тему «динамический микрофон». Хочется рассказать о легендарных микрофонах Shure SM58 (SM57) и Sennheiser MD 421-II. Это – замечательные динамические микрофоны с большим и славным послужным списком. В каком-то смысле, эти микрофоны являются олицетворением самой микрофонной индустрии, ее яркими представителями.

Микрофон Shure SM58 Начну с Shure. Музыкантам поколения 80-ых даже не надо особо рассказывать про Shure SM58, так как в те годы, да и в начале 90-ых, этот динамический микрофон был заветной мечтой любого рокера или попсовика. Можно сказать – предел мечтаний, что касается микрофонов. Многие «звезды» того времени запечатлены на своих рекламных фото именно с таким микрофоном в руках. Разжиться Shure SM58 было также престижно, как и заполучить в распоряжение группы настоящие Fender Stratocaster или Yamaha DX-7… В чем же секрет многолетнего успеха этого динамического микрофона?

Начну с того, что разъясню, в чем разница между Shure SM58 и SM57. Постараюсь сделать это проще. SM58 используется в основном для вокала, а SM57 для съема звука инструментов. Головка используется одинаковая, а вот конструкция фильтра различна. Я говорю о фильтре физическом, который защищает мембрану головки. В первом случае он отлично защищает от различных голосовых артефактов, и даже частично от обратной связи (характерного свиста при улавливании и умножении своего же звука, поступающего из мониторов), а во втором случае защита несколько ослаблена, так как важнее получить естественное звучание инструмента. Также в конструкции этих динамических микрофонов применяется специальное крепление внутренних частей, которое защищает полезный сигнал от нежелательных внешних воздействий.

Микрофон Shure SM57 Что касается Shure SM57, то его часто применяют для подзвучки гитарного кабинета - никакой другой микрофон не умеет так выгодно передавать фактуру и динамику гитарных струн. Прямо таки чувствуется их вибрация, их настроение. Практически все мировое рок-звучание, вошедшее в фонд современной музыкальной классики, сформировалось в окончательном виде именно при участии микрофона Shure SM57.

Применяется он также для подзвучки ударных инструментов и перкуссии. Но, не только. Один мой старый знакомый, а именно Рома Рябцев, для своего вокала всегда выбирает именно модель SM57.

Вернемся к 58-му. Shure SM58, это – профессиональный кардиоидный динамический микрофон. Будучи запущенным в производство еще в 1966 году, он по сей день остается безусловным лидером продаж среди остальных микрофонов. Сокращение «SM» – означает «Студийный Микрофон». Модификация SM58S снабжена бесшумным переключателем. Изначально SM58 – проводной микрофон, этим обеспечивается высокое качество передаваемого сигнала. Но, есть и беспроводные версии данного микрофона. Подробно рассказывать о них не стану. Однако замечу, что порой ради удобства приходится жертвовать некоторой долей качества. Но, так уж повелось - наша жизнь полна компромиссов.

У динамического микрофона Shure SM58 свое особое, неповторимое и узнаваемое звучание, оптимизированное именно под вокал, делающее его теплым, насыщенным и разборчивым. Особенно это касается речевого диапазона, который расположен в области средних частот. Вокал действительно звучит потрясающе. Настоящее сценическое звучание и концертный драйв. Надо также обратить внимание на исключительную надежность этого замечательного микрофона от Shure, что крайне важно для концертных выступлений.

Как у всех направленных микрофонов, звуковая составляющая SM58 зависит от расстояния до источника сигнала - чем ближе, тем больше присутствие низких частот. Кардиоидная характеристика обеспечивает защиту от обратной связи на сцене. Частотная характеристика: от 50 Гц до 15 кГц. Разъем: XLR. Микрофон очень удобно лежит в руке исполнителя.

* Огромная популярность данного микрофона повлекла за собой наводнение рынка поддельными микрофонами, якобы Shure SM58. Вот весьма полезная статья про то, как отличить настоящий Shure SM58 от некачественной подделки.

А теперь немного практики. Правильная подзвучка гитарного кабинета (гитарного комбика):

Используются два динамических микрофона. Один из них нужно расположить спереди, направив непосредственно на динамик гитарного комбика (ну, не нравится мне сухое слово «кабинет»), а второй - сзади, направив его на обратную сторону мембраны. Если у вашего комбика нет специальной открытой полости в задней части, то для доступа к динамику можно снять заднюю стенку целиком. Оба микрофона заводятся в микшерный пульт или интерфейс звуковой карты, но с той разницей, что у сигнала «заднего» микрофона переворачивается фаза (кнопкой invert или phase). Таким образом, одномоментные противоположные положения диффузора превращаются в однонаправленные. Данный метод переворота фазы одного из каналов непосредственно влияет на правильную сфазированность обоих сигналов.

Затем, оба канала плюсуются – сигнал с измененной фазой подмешивается к основному. Этот нехитрый прием делает звук очень насыщенным и «жирным», а также подчеркивает его фактуру и усиливает динамику. Можно сказать, так значительно увеличивается КПД динамика гитарного комбика.

Очень важно прочувствовать и подобрать подходящее расстояние между микрофоном и динамиком. Расстояние придает глубину звучанию. Стандартным же расстоянием принято считать дистанцию в три размера головки используемого микрофона. Свободный выбор позиции микрофона относительно поверхности, окружности динамика (перемещение от края к центру) позволяет звукорежиссеру вполне обойтись без эквалайзера, что по-сути очень правильно.

Микрофон Sennheiser MD 421-II Теперь немного о динамическом микрофоне Sennheiser MD-421-II. Это – вершина достижений в сфере динамических микрофонов вообще, лично я так считаю. Более удивительного и ясного звука вы не добьетесь ни от одного из динамических микрофонов. Еще более поражает универсальность его применения и доказанная временем надежность. (У меня четыре таких микрофона служат верой и правдой уже 10 лет. А что им только не пришлось испытать…). Передаваемый им звук благороден по звучанию и имеет отличную АЧХ. Диапазон частот от 30 Гц до 17кГц. Кардиоидная характеристика наделяет его всеми полагающимися преимуществами.

Это – действительно породистый студийный динамический микрофон. Иметь его в своем арсенале должна каждая студия звукозаписи. У Sennheiser MD-421-II имеется ослабляющий фильтр с пятью позициями, что делает его еще более гибким в работе. Он подходит как для записи вокала и речи (его очень любят радиодиджеи), так и для записи большинства музыкальных инструментов. Большой круглый дампфер делает его похожим на микрофон для исполнения диско. :) Микрофон также имеет в комплекте удобное крепление, позволяющее использовать стойку. Единственный его недостаток – несколько высокая цена. Но, он того стоит.

* Подумалось, может делиться в конце постов какими-нибудь звукорежиссерскими байками?

Из концертной практики. Вот сегодня я рассказывал про Shure SM58 и сразу вспомнилась давняя история. Для проведения одного большого концерта в дикой спешке монтировалась сцена. Так случилось, что устроителям мероприятия показалась здравой идея соорудить ее из бетона. Сделали они каркас и зацементировали его. Однако, к выступлению сцена просохнуть не успела. Виной тому были нежданные затяжные дожди. Результат – влажная поверхность со свойствами пластилина, вся в мутных белесых лужах.

От центрального электрощита в подсобке шел силовой кабель - аккурат рядышком со сценой, мокрый и все такое. От него было запитано все звуковое концертное оборудование. Микрофон - одна из модификаций Shure SM58, был подключен к распредкоробке (раньше ее называли «лягушкой»), которая присоединялась к длинной «кишке», подключенной к микшерному пульту.

Ситуация для работы – отвратительная. Как с точки зрения удобства и здравого смысла, так и безопасности в целом. Итак – выступление. Солист работает, музыканты, танцоры… Все в серых брызгах цемента. И тут что-то происходит. Во время одной из композиций, солист в очередной раз подносит микрофон к губам и я слышу громкий мат. После – уже ничего. Солист буквально подбегает и сбрасывает мне все, что осталось от микрофона: отдельно головка с обрывками проводков и корпус. Я заменяю микрофон на другой и по вытянутому лицу вокалиста, и его эмоциональной жестикуляции понимаю, что случилось – накопившееся повсюду электричество мощно разрядилось ему в губы и он от испуга так сжал рукой микрофон, что его головка попросту отскочила. Виной тому были и влажный воздух, и мокрая сцена, и силовой кабель вдоль нее, и отсутствие элементарного заземления…

Вот она – проверка Shure SM58 на надежность! Не учли именитые производители в своих конструкторских расчетах  мускулистые руки отечественных артистов!

Ситуация не из приятных. Правда, было потом забавно наблюдать, как артисты после выступления пытаются распрямить свою концертную одежду, начавшую буквально застывать на глазах. Мокрый цемент – не шутка. :)

Удачи вам в работе!

Обсудить статью на форуме.

17 коммент.:

Анонимный комментирует...

Дождались наконец! :) Спасибо за очередное ясное и практичное описание!
Перед тем, как окончательно утвердиться в выборе микрофона (а я склоняюсь к Sennheiser), хотелось бы уточнить: все лестные отзывы о Shure с точки зрения записи вокала распространяются на Sennheiser и преумножаются им? Другими словами, не зря ли завышена на него цена, есть ли у них выгодное преимущество над Shure?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте.

Преимущество Sennheiser очевидно и цена его оправдана. Хотя, для записи вокала я бы посоветовал приобрести конденсаторный микрофон... Но если есть какие-то причины ориентироваться именно на динамический микрофон, то выбор Sennheiser MD-421-II - одно из лучших решений.

А Shure SM58, это - все таки прежде всего сценический микрофон. :)

Удачи!

Анонимный комментирует...

Честно говоря, немного сбит с толку и прошу помочь разобраться.

Мне нравится, что вы пишете про динамические микрофоны, поскольку именно эти свойства мне и нужны: "Звучание, оптимизированное именно под вокал, делающее его теплым, насыщенным и разборчивым. Особенно это касается речевого диапазона".

Я не рэппер, но речитатива в моих песнях довольно много, да и вокал хочется делать максимально ярким, "попсовым". Потому, читая о Shure SM58, я подумал, что ну вот оно, как раз то, что нужно.

То есть я готов пожертвовать некоторыми частотами, которые можно записать с помощью конденсаторных микрофонов, в пользу "вычурности" вокала. Я так понимаю, конденсаторные микрофоны дают более честный звук, а динамические - более "красивый"?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте!

Попробую изложить проще. Давайте сразу разберемся: динамический микрофон даже в своем названии предполагает зависимость своей работы от динамики сигнала. Т. е., значит, тут важную роль играет динамика предполагаемого вокала. Если жанр или стиль исполнения подразумевает довольно энергичную подачу, то динамический микрофон может быть тем самым верным вариантом. Например, в случае рок-исполнения. Сами понимаете.

Действительно, вокал становится как бы более уместным, драйвовым, как бы в контексте самого жанра. Но, в "близком расположении" вокал будет выглядеть довольно куцым. В этом плане конденсаторный микрофон обладает более приемлемыми свойствами.

Эти конструкции отличаются динамическим диапазоном, помимо спектра частот. Мы должны понимать, что АЧХ микрофона должна быть наиболее ровной при изменении динамики - заявленный диапазон должен соблюдаться.

Конденсаторный микрофон способен улавливать и передавать все малейшие нюансы голоса при любой динамике, даже при малом уровне записываемого сигнала (piano). Работа с дыханием, шепот, нужные обертоны, вибрато, окончания, четкая позиция звуков либо их стилизация - палитра огромна. Это - выбор профессионалов вокала, в плане записи.

Однако, запись - одно, а вот на сцену Вы с конденсаторным микрофоном не выйдете. Специфика не та. Зачем Вам озвучивать суету живого выступления, продавать ненужные и невольные огрехи? Да и чувствительность такая не нужна. Причин множество, на самом деле. Тут выручает динамический микрофон именно с его спецификой.

Вывод: для записи - лучше конденсаторный микрофон, если только Вы не рок-исполнитель или что-то подобное (динамический микрофон выдает не более "красивый" звук, а стилизованный, как бы избавленный от лишних микро-нюансов). Подзвучка инструментов - тут думаю динамический интереснее, хотя используются и конденсаторные. А вот вокал на сцене - лучше всего доверить динамическому микрофону.

Если еще есть вопросы - пишите!

Анонимный комментирует...

Спасибо за подробное и терпеливое объяснение. Да, учитывая, что я стараюсь "очеловечивать" песни, добавляя в них шепот и дыхание, получается, что конденсаторный микрофон как раз больше подходит для моих задач.

В таком случае, было бы интересно узнать, на какие именно конденсаторные микрофоны Вы бы посоветовали обратить внимание?

Big Black Rat комментирует...

Пожалуйста, обозначьте свой бюджет касаемо приобретения микрофона.

Анонимный комментирует...

До 20 тысяч рублей. (Надеюсь, на хорошие конденсаторные микрофоны цены примерно те же, что и на динамические.)

Big Black Rat комментирует...

Рекомендую обратить внимание на Blue Mic "Baby Bottle":

http://www.ispa-shop.ru/ru/cat/cat2/cat11/cat105/product110336.html

Обладатель премии "лучший студийный микрофон" 2003 г.

Учтите, что для его работы необходимо фантомное питание.

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за рекомендацию! Я тут пишу о том, что было бы здорово увидеть более подробный обзор студийных микрофонов, а он, оказывается, тут как тут :)

Анонимный комментирует...

Добрый день!
Отрекомендуйте, пожалуйста, микрофон Shure KSM 27.
Задачи - запись вокала и гитары с комбо в паре с SM57-м?
Вообще, отзывы об этой модели. Какие можно альтернативы? Может есть что-то более интересное за эту же сумму, для данных целей?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте.

Shure KSM 27 студийный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и кардиоидной характеристикой. Довольно универсален в применении. Он одинаково подходит как для записи вокала: мужского и женского, так и для записи речи. Я разговаривал с человеком, который тестировал в своей студии эти микрофоны (пару) - он отозвался весьма и весьма неплохо. Учитывая низкую цену микрофона, можно считать его довольно удачной и сбалансированной покупкой для своей студии звукозаписи. Особенно он хорошо показал себя в работе именно стерео парой. Оба микрофона практически не имели отличий в характеристиках при сравнительном тесте.

Звукорежиссер записывал женский вокал, тонкий и звонкий, с верхней раздражающей частотой - результат получился хороший, звук приятно выровнялся, раздражающая частота ушла, картинка сместилась в приятный низкий спектр. Когда же он записывал речь, то диктор говорил очень близко к микрофону, почти упираясь в него - результат оказался также хорошим - звук был ясный и объемный, без искажений.

Надо похвалить конструкторов Shure за удачное решение и исполнение защитной сетки микрофона, которая отчасти защищает сигнал от ненужных звуковых артефактов. Но, применение поп-фильтра все же необходимо. Общая защита внутренних элементов микрофона от внешних воздействий - на высоте.

Такие же очень неплохие результаты были получены при записи гитары, флейты и барабанов (общая подзвучка). В общем - достойная "рабочая лошадка" для любой студии звукозаписи.

Один условный минус: Shure KSM 27 весьма чувствительный микрофон - для раскрытия его потенциала придется повозиться с акустикой помещения...

Альтернативы для этой модели конечно имеются, но зачем ее искать при хороших отзывах о Shure KSM 27? :) В любом случае - они или дешевле (молодые бренды), или уже дороже.

Естественно, все решает Ваш бюджет и условия работы.

Удачи!

Анонимный комментирует...

Здравствуйте) Для записи в домашних условиях "рэпа", планирую использовать TC Electronic Konnekt 6 Firewire Audio Interface и микро Shure SM58. Выходит если с ebay 300$, может что посоветуете?..

Big Black Rat комментирует...

День добрый. Не забудьте, что покупая на eBay, нужно приплюсовать таможенную пошлину, если не ошибаюсь, около 35% и доставку порядка 10% от стоимости товара. Хотя, я в этих цифрах могу быть не совсем точным. Перепроверьте. :)

Что касается звуковой карты, а именно интерфейса TC Electronic Konnekt 6 Firewire Audio Interface, то выбор на мой взгляд довольно удачный.

А вот с микрофоном я бы еще порешал, подумал. Все таки для записи предпочтительнее использовать конденсаторный микрофон. Попробуйте поискать на eBay что нибудь адекватное вашим потребностям и возможностям. Может быть выйдет немного дороже, зато результат будет приятнее. Вот как раз обсуждали выше микрофон Shure KSM 27. Новый он стоит порядка $490. На аукционе же его можно перехватить за $100-200. С учетом выплат его цена будет около %150-250, а может и дешевле, так как таможенные документы не всегда приходят. :) Ну и еще варианты по микрофонам есть, конечно же. К примеру AKG C 2000 или AKG Perception 120, за те же $150... Вполне достойный выбор.

Удачи!

Анонимный комментирует...

Спасибо за ответ) Хочется SM58,но посмотрим.. Наверное два возьму (конденсаторный и динамический))) Я с Казахстана (Караганды) у нас нет таможенных пошлин если товар дешевле 1000$ Так что повезло) Еще раз спасибо ;)

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!
Вы как раз обсуждали тему AKG.
Собираюсь приобрести 120 либо 220. Знаю, что у 220-го диафрагма больше и в комплекте кейс.
Но мне на кейс все равно и переплачивать из-за подобных вещей не хочется, если сами микрофоны близки по качеству.
Кто-нить узал их, сравнивал?
Посоветуйте.

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Давайте продолжим беседу здесь: http://audioproducer.soundguru.ru/threads/4-Shure-Sennheiser?p=6#post6

iona комментирует...

А я считаю "Октава" - лучшие микрофоны! У нас их не ценят, хотя во всем мире они на каждой студии есть. И стоят они там в несколько раз больше, чем у нас. Мы можем здесь покупать по-настоящему качественные микрофоны по цене производитнеля, а кидаемся на буржуйские, которые хуже и дороже.
Вот сайт: http://oktava-studio.ru/

Отправить комментарий