четверг, 27 августа 2009 г.

Микрофон. Голос домашней студии. Часть 5.

Динамический микрофонДобрый день!

Сегодня я расскажу о такой штуке, как динамический микрофон. Поведаю о том, какие динамические микрофоны бывают и как их правильно использовать в вашей студии звукозаписи.

В начале - немного истории. Несомненно, что динамический микрофон, это прямой потомок микрофона угольного, того самого прибора, с которого началась вся телефонная индустрия. Строго говоря, родителем вообще всех микрофонов был микрофон жидкостный, в котором роль магнитного поля играла вода с содержанием кислоты, а роль мембраны — плавающий на ее поверхности пергамент.

Изобретателем такого микрофона является Александр Бэлл, собственно, он же и отец телефона. А изобретателем угольного микрофона принято считать Эмиля Берлинера. Именно он развил и усовершенствовал открытие Бэлла, и именно его конструкция была позднее принята на вооружение той же “Bell Telephone Company”, после долгой юридической тяжбы трех изобретателей: Бэлла, Эдисона и Берлинера, касаемо соответствующих приоритетов и патентов. (К слову сказать, суд выиграл Берлинер. Он тут же продал отвоеванный патент Беллу за 50 000 $ и был принят на работу в его компанию, в качестве главного инженера).

Итак, пионерами среди студийных и сценических микрофонов были ленточный и угольный микрофоны. Ленточный, с лаконичным именем 44А, был создан в 1942 году, в стенах американской компании RCA и весил более 3,5 кг. Нигде, кроме студий звукозаписи, он более не применялся. Несмотря на изрядный вес, он обладал высокой чувствительностью и узкой направленностью, что наделяло его определенными преимуществами по части отсечения посторонних шумов. Он стал, в свое время, самым популярным микрофоном, применяемым в студиях звукозаписи.

А в 1947 году, австрийская компания AKG выпустила первый конденсаторный микрофон С1 (хотя, фактически, конденсаторный микрофон был изобретен еще в 20-ые годы XX века). Всего AKG выпустила шесть аналогичных микрофонов. Однако, популярностью в индустрии звукозаписи конденсаторные микрофоны начали пользоваться лишь после 1962 года, когда компания “Bell labs” наладила массовый выпуск своих моделей микрофонов подобного типа.

Динамический микрофон появился гораздо позднее, чем ленточный или угольный микрофоны, но явился логичным продолжением заложенных в них инженерных идей.

Динамический микрофон (хотя, правильнее будет его назвать — электродинамический) бывает двух типов: катушечный и ленточный. (О том, что такое ленточный микрофон, я уже писал ранее). Принцип работы динамического катушечного микрофона по-сути является обратным принципу работы обыкновенного динамика.

В данном случае, диафрагма подключена к катушке из тонкого металлического провода, которая находится в магнитном поле небольшого постоянного магнита. Динамический микрофон, это — своего рода микро-генератор электроэнергии, почти такой же, как генератор автомобиля. Но, если в случае автомобильного генератора катушка крутится, то в случае динамического микрофона — она ходит туда-сюда, подчиняясь воздействию звуковой волны. Она совершает пульсирующие движения, словно мембрана (диффузор) динамика акустической системы.

В результате подобных колебаний, на выводах (концах) катушки возникает электрический сигнал. Он невелик, порядка 5-15 mV, но этого вполне хватает, чтобы впоследствии усилив данный сигнал, выделить его среди прочих шумов усилителя.

Кстати, в первых радиостудиях в качестве микрофона использовали именно звуковой динамик (громкоговоритель). Существовали даже отдельные проекты студий, основанные на применении именно одного динамика, как воспроизводящего, так и принимающего звуковой сигнал. Но, лиха беда — начало!

Весьма несложная конструкция динамического микрофона обеспечивает его достаточно низкую стоимость, надежность и способность работать в различных, порой неблагоприятных условиях.

Однако, из-за того, что масса всех подвижных элементов в динамическом микрофоне больше, нежели в конденсаторном, то и его чувствительность также ощутимо меньше. По этой причине, многие музыканты предпочитают использовать в своей работе динамические микрофоны, а не конденсаторные. Оттого, что микрофоны конденсаторного типа передают звук слишком реалистично, как следствие “вылазят” все ляпы и все недочеты исполнителя. Наоборот, микрофоны динамического типа как бы скрадывают, нивелируют и не передают все нежелательные огрехи музыканта. Естественно, что приветствуется использование различных фильтров в конструкции головки динамического микрофона, которые пресекают передачу нежелательных звуковых артефактов: шум ветра, «плевки», «свист» согласных и положительная обратная связь.

И еще один момент - динамические микрофоны обладают более насыщенным, ярко выраженным концертным звучанием. И многие вокалисты, даже в студии звукозаписи, не говоря уже о сцене, любят использовать именно динамические микрофоны. С помощью них осуществляется так же подзвучивание живых музыкальных инструментов, ударных установок и гитарных «комбиков». Они используются в эфирных студиях радиостанций и т. д. Спектр применения динамического микрофона действительно велик.

Яркими представителями семейства современных динамических микрофонов можно назвать популярнейшие Shure SM58, Shure SM57 и Sennheiser MD 421-II. О них я и расскажу в следующий раз.

Удачи!

Обсудить статью на форуме.

16 коммент.:

Анонимный комментирует...

Огромное спасибо за статьи, сэр! А скажите, вот у меня комната большущая, высокий потолок и потому - эхо, но хорошее, не металлическое, наверное потому что потолок скошенный, поверхность ребристая. Звукоизоляции нет. Вентилятор компьютера немного шумит, наверное холодильник немного тоже добавляет. Улица в принципе не слышна, но присутствует) Вот скажите, я хочу качественный вокал записать, такой певучий, близкий, проникающий, чтобы за душу брало. Стоит ли брать конденсаторный, или все-таки динамический? Хочется качества, максимально хорошего. Вот нашел конденсаторный у нас в США за 100$ Audio-Technica AT2020 Condenser Microphone. СтОит ли? Shure говорят мура полная. Подскажите, док))
Премного благодарен, Максим Х.

Big Black Rat комментирует...

Спасибо Вам за отзыв.

Надо признаться, что записать такой "качественный вокал, ...певучий, близкий, проникающий, чтобы за душу брало" в домашних условиях будет очень сложно.

Безусловно, конденсаторный микрофон обладает возможностями решать подобные вокальные задачи, но тогда акустическая подготовка помещения все же понадобится. Динамический микрофон рассчитан на более динамичный вокал, его эффективность зависит от уровня сигнала и тут легко ошибиться... Да и вокал вам нужен не такой. (В обоих случаях все равно понадобится компрессор). Все таки придется Вам искать компромиссное решение.

Кардиоидная характеристика микрофона отчасти поможет отсечь посторонние звуки, но не настолько, чтобы результат полностью удовлетворял. Динамический микрофон еще сможет немного сгладить картину, обладая меньшим диапазоном, но придется немало ухищряться, чтобы получить приличный результат...

Вывод: придется выкручиваться, создавать подобие вокального кабинета и покупать все же конденсаторный микрофон. Это я советую, исходя из Ваших пожеланий к составляющей вокала.

Что касается Audio-Technica AT2020 (у нас он стоит, кстати, около $200), ну... достаточно приятная АЧХ, немного задранная в районе 8-10 кГц и спадающая в районе ниже 200 Гц. Кардиоидная характеристика... Неплохое давление, низкий уровень шумов - пойдет для цифровой записи. Сам с этим микрофоном не сталкивался, но знаю, что его хорошо использовать для записи женского вокала. Настораживает низкая цена, да. Договаривайтесь с продавцом на тест, пробуйте, мало ли что.

Про Shure: это скорее сценические микрофоны и для подзвучки инструментов в студии. Используются они так же в эфирных студиях радиостанций. Микрофон надежный, хорошо себя зарекомендовавший, особенно модели SM57 и SM58.

Анонимный комментирует...

Подскажите, каким микрофоном лучше снимать с гитарного комо звук? Есть SM57, есть Beta 57A.

Big Black Rat комментирует...

День добрый. Лично я бы предпочел использовать Shure SM57. Это - классика. Подавляющее большинство всех записей гитары в мире выполнено именно с его помощью. Он отлично передает рок-звучание и фактуру гитарных струн. Его же рекомендую использовать для записи большей части ударных и перкуссии. И для многих других "живых" инструментов.

Замечу однако, что во всем мире практика записи гитарного звука (и не только) не ограничивается динамическими микрофонами. Очень часто используются и конденсаторные. Включая такие легендарные брендовые модели, как Neumann U47. Если есть возможность поэкспериментировать с принципиально другими микрофонами - не стоит упускать такой возможности.

Vadim комментирует...

Добрый день,

хотел бы попросить о помощи. Создаю домашнюю студию в составе: ноутбук (с Adobe Audition) -соединен через USB c внешней картой Creative E-mu 0404 - к карте присоеденены микрофон Октава 319 и наушники (мониторы тоже скоро будут).

К сожалению, столкнулся с непонятной проблемой: не идет звук с микрофона через звуковую карту Creative E-mu 0404 на компьютер.

В наушниках при вокальном исполнении слышно как надо: идет одновременное исполнение фонограммы с компьютера и голоса с микрофона, но голос с карты не приходит в компьютер.

В программе и компьютере я установил в качестве input и output эту внешнюю карту Creative - но безрезультатно. Возможно что-то с драйверами?..

Может быть у вас есть идеи, что я сделал неправильно?

Спасибо заранее за ответ и помощь. Готов оплатить ваш выезд к себе домой для наладки, если дистанционно не получиться или подъехать к вам или на нейтральную территорию.

Вадим
tom4712@gmail.com

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте.

Давайте по-порядку:
Я бы посоветовал вначале максимально упростить схему подключения и добиться именно оцифровки сигнала с микрофона. Не знаком с картой Creative E-mu 0404 до такой степени, чтобы давать конкретные советы, однако, хотел бы понять подробно, как и каким образом вы подключаете микрофон, в какой вход и т. д. Насколько я понимаю, данная карта имеет два комбинированных входа с предусилителями. Убедитесь, что подключение осуществляется с помощью балансных кабеля и разъема и именно в гнездо кэннон. Далее.

Рискну предположить, что у вас проблемы с маршрутизацией в пределах приложения данного интерфейса. Проверьте, что выбран именно ASIO драйвер звуковой карты. Если есть виртуальный микшер, надо увидеть - какой вход откликается на сигнал с микрофона. Затем убедиться, что именно этот аудио канал выбран в вашем аудио редакторе в качестве IN.

Сигнал с микрофона поступает на наушники, но каким образом это происходит? Скорее всего, непосредственно сигнал снят с мэйна звуковой карты, а никак не является возвратным, т. е. прошедшим аудио обработку и переданным вам ASIO протоколом (Иначе бы вы уловили задержку сигнала, размер которой зависит от величины буфера ASIO). По этой причине, наличие сигнала в наушниках не может являться сколько нибудь информирующим вас явлением.

Разберитесь именно с маршрутизацией. Что касается выезда, то вынужден отказать, так как даю подобные консультации только в пределах родного города.

Напишите после, что у вас получилось. Удачи!

Анонимный комментирует...

Спасибо за проделаную работу. Хотелось бы побольше статей о дополнительных устройствах- внешних компресорах, финалайзерах, ревербераторах и тп

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте.
Спасибо Вам и всем читателям за отзывы. :)

Статьи обязательно будут, в том числе про внешние устройства. Тема очень полезная и увлекательная, но настолько же и объемная. Я работаю над этим.

Анонимный комментирует...

Жду не дождусь статьи со сравнением динамических микрофонов; с Вашего позволения, спрошу здесь, ибо уже невтерпеж :) Хотелось бы уяснить разницу между Shure SM58 и Sennheiser MD 421-II: цена у них существенно различается, и хочется понять, каким преимуществом обусловлена цена второго микрофона. Не обладаете ли Вы информацией на этот счет?

Big Black Rat комментирует...

День добрый! Если честно, то статья практически готова - немного выбила из колеи загруженность на работе, но, буквально скоро все можно будет прочесть здесь. ;)

А об этих микрофонах действительно есть что рассказать...

Анонимный комментирует...

Здраствуйте!,я бы хотел поинтересоваться, подскажите какой микрофон купить для записи речитатива(рэпа), в простой комнате,студии пока нет). ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

Big Black Rat комментирует...

Добрый день.

Давайте по-конкретнее: Ваша цель, в смысле, генеральная - какая? Ваш бюджет? Это тоже много значит. Ваше представление об организации самого творческого процесса?

Потратить деньги на микрофон никогда не поздно. :)

Пишите!

Анонимный комментирует...

ну я проще говоря собираюсь дома читать рэп, в обычной комнате своей,планирую выпустить альбом, понимаю что запросы для моих условий мягко говоря велики), но хочу чтоб качество записи было на уровне , конешно я не прошу американского звучания ну так, средненького для начала, как у большинсвтва русс рэперов, бюджет хромает)) на микрофон есть от 3х до 5ти тыс рублей, еще планирую звуковую карту купить для работы во фрутике, (минуса тож сам пишу)

Big Black Rat комментирует...

То есть, Вы хотите попробовать записывать себя в домашних условиях. Возможно, сделать некое демо, которое потом можно будет довести до ума, скажем, в уже более серьезной студии, так?

Если Вы купите динамический микрофон, то Вам придется покупать и микшерный пульт, чтобы были предусилители, либо покупать процессор с функцией микрофонного предусилителя, либо звуковую карту с внешним интерфейсом, опять же из-за наличия микрофонного преампа - куда вы будете заводить свой микрофон. В случае покупки конденсаторного микрофона достаточно балансного линейного входа, но, опять-таки же нужен один из перечисленных выше вариантов. Как же Вы иначе собираетесь мониторить сигнал (фонограмму), чтобы записать под нее голос?

Русские рэперы (как и прочие) давно поняли, что нужна база, что в одиночку ее дорого тянуть, вот они о объединяют средства и силы, чтобы получить иметь точку в виде студии для толковой записи своего и чужого материала. Демо готовят возможно дома, а вот записывают уже в студии. В любом, мне кажется, городе есть какая-нибудь музыкальная студия, которую можно загрузить такой работой... В любом случае, качество этого музыкального жанра в последнее время значительно выросло.

На концерте тоже все звучит прилично. Другое дело, что тут надо править менталитет наших реперов. :) Джи Вилкс (Big Black Boots) на своем блоге выкладывал мою статью о состоянии рэп-индустрии в России, о фестивалях, командах и прочее. Ну, это - лирическое отступление... ;)

Просто, чтобы получить приличный вокал дома, надо прилично вложиться в такую студию. А вот материал на уровне демо - это всегда возможно. Мне кажется, что настоящий рэпер носит свое главное умение в себе, он и без студии сможет зажечь. :)

Это значит, что Вам можно купить маленький микшерный пультик и дешевый конденсаторный микрофон, ну и конечно звуковую карту с ASIO. Микрофон можно купить вот этот: http://www.proaudio.ru/catalog/mic/condensing/3798/

Удачи!

Анонимный комментирует...

Здраствуйте. Подскажите пожалуйста какой динамический радиомикрофон лучше выбрать для исполнения женского вокала в пределах 400$. Как вариант Shure Beta 58. Какими буквами обозначаеться радио версия у этой модели? Все ли радиомикрофоны идут в комплекте со станциями, например эти http://www.preisroboter.de/search.php?search=shure+58+beta&start=70&shift=0&sortmode=0&min=&max=

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Если Вас не затруднит, то давайте обсудим все на форуме "Звукорежиссер": http://audioproducer.soundguru.ru

Блог не вполне располагает к общению из-за функционала...

Отправить комментарий