среда, 11 ноября 2009 г.

Микрофон Neumann и карандаш.

Микрофон Neumann (логотип компании) Приветствую! Думаю, что трудно себе представить человека, близкого к миру звука, который бы не знал, что микрофоны Neumann (эх, сделано в Германии) являются олицетворением всего замечательного, что касается микрофонов вообще. Нет смысла расхваливать эти микрофоны, расписывать их достоинства: органичность и музыкальность, качество и надежность, универсальность и... ну вот — понесло. Сегодня я расскажу о субъективных ощущениях, возникших при работе с микрофонами Neumann TLM 103 и Neumann M 147 Tube.

Должен сразу обратить внимание на некоторые моменты. Фактически, и это не только мое мнение, микрофон TLM 103 является в значительной мере копией легендарных Neumann U 67 и Neumann U 87, в их кардиоидной вариации (она у TLM 103 фиксированная). Кратко опишу, что представляет из себя данный микрофон.

Neumann TLM 103 – студийный конденсаторный микрофон.

Микрофон Neumann TLM 103 Он обладает большой диафрагмой, которая позволяет микрофону TLM 103 работать с высоким уровнем звукового давления. Буквы "TLM" в его названии указывают на использование в данной конструкции бестрансформаторной схемотехники (Transformless Microphone – англ.), что само по себе гарантирует минимальный уровень шума, отличные переходные характеристики и довольно высокий уровень сигнала на выходе.

Впервые появившись на рынке, микрофон Neumann TLM 103 стал настоящим бестселлером, благодаря использованию усовершенствованного капсюля K 103, который является по-сути прямым наследником знаменитого капсюля K 87, применяемого в легендарных микрофонах компании Neumann - U 67 и U 87. Частотная характеристика капсюля K 103 отлично сбалансирована в плане акустики и существенно снижен захват сигналов с обратной стороны микрофона.

Neumann TLM 103 – настоящая рабочая лошадка, причем породистая. Этот микрофон довольно универсален в использовании и используется во многих студиях звукозаписи. К тому же, это — реальный вариант фактически получить знаменитый Neumann U 87 Ai за половину его стоимости (Ai – текущая версия модели U 87).

У меня было два микрофона Neumann TLM 103, за период работы в различных студиях. В целом они произвели благоприятное впечатление. Я применял их не только для записи голоса, но также гитары и перкуссии. Интересно, что с этим микрофоном любая перкуссия, включая экзотическую, звучит неожиданно серьезно и комфортно. Данные микрофоны применялись мной, в последующем, для записи дикторского голоса.

* Странные вещи происходят порой с ценами. Сегодня в Европе такой микрофон можно приобрести за 1000 - 1200 долларов, тогда, как в России дилер назовет вам цену около 2000 долларов. С чем это связано — не ясно. Однако, в 1999 году, первый микрофон обошелся мне всего в 840 долларов, и в 2005 году - почти в 1000 долларов. Такое ощущение, что мы медленно, но верно погружаемся в мрачные дефицитные 80-ые годы. Как говорится: «Вперед, в прошлое!»

Далее, микрофон Neumann M 147 Tube — студийный конденсаторный ламповый микрофон.

Микрофон Neumann M 147 Tube Он также имеет фиксированную кардиоидную характеристику. В его конструкции используются бестрансформаторные усилители. Также в нем реализован метод формирования АЧХ именно акустическим способом, а не применением дополнительной электрической коррекции.

Микрофон Neumann M 147 Tube был создан для профессиональной звукозаписи, где к качеству предъявляются высочайшие требования. В M 147 установлен капсюль K 47 с двойной диафрагмой. Этот же капсюль применялся в легендарных микрофонах Neumann - U 47, U 47 FET и M 49. Микрофон Neumann M 147 способен работать даже с очень длинными кабелями без каких-либо потерь в качестве сигнала. Его используют во многих студиях как для записи вокала, так и для записи инструментов.

Дописка «Tube» в названии модели, говорит о применении лампы в конструкции микрофона. Блок питания (N 149 A) вынесен наружу и выглядит, как небольшая коробка с выключателем и двумя разъемами XLR. Как любой ламповый микрофон, Neumann M 147 нуждается в начальном разогреве — около 2-3 минут.

Я использовал данный микрофон для записи голоса в нескольких альбомах и был очень доволен результатами. Характерно, что параметрический эквалайзер линейки микшерного пульта AMEK я практически не трогал — все значения находились на нуле. При этом микрофон отлично передавал как реализм голоса, включая полезные нюансы и оттенки, так и придавал некий драйв, что объясняется вмешательством лампы. Этакий приятный шелест в спектре высоких частот.

Проводя сравнительные тесты моделей TLM 103 и M 147, я пришел к выводу, что звучание последнего микрофона более приемлемо для записи вокала. Neumann M 147 Tube обладает большей музыкальностью и звук получается более комфортным, теплым, с «песочным» прочтением высоких частот. Тогда как звучание TLM 103 мне показалось более холодным и в области высоких частот я заметил чуть слышный «звон», который окончательно утвердил меня в выборе микрофона M 147.

Нужно понимать, что тесты проводились в плане нюансов, возможно, что кто-то даже не почувствует проигрышных моментов, услышав то, как звучит тот или иной микрофон. Поэтому, не стоит особо метаться в выборе микрофона из этих двух моделей. Это доказано еще раз тем, что в будущем мне довелось довольно часто использовать TLM 103 именно для записи вокала. Не имея под рукой сравнительного противовеса, я был вполне удовлетворен качеством записи.

* Тем более, все намного упрощается, когда ваш выбор ограничен бюджетом. Ведь, допустим, тот же Neumann M 147 Tube дилер предложит вам «всего-то» за какие-то 4800 долларов. Хотя, в свое время я его купил за 2600 долларов. Непонятно — индустрия звукозаписи и шоу-бизнес, скажем так, не на взлете, а цены на оборудование растут, как грибы после дождя. Видимо у менеджеров свое восприятие окружающей реальности. Ну, ладно... Продолжу.

Хочется напомнить, что практически все микрофоны такого класса нуждаются в поп-фильтре — этакая двойная шторка из мелкой синтетической сетки, натянутая на округлый каркас. Данный фильтр устанавливается непосредственно между вокалистом и мембраной микрофона на расстоянии нескольких сантиметров (или более). Он очищает полезный сигнал, а именно - голос, от вредных звуковых артефактов, связанных с кратковременными низкочастотными колебаниями, которые возникают при небрежном произношении стреляющих звуков «П» и «Б», а также некоторых других согласных. Данный фильтр вполне по силам сделать самостоятельно: из проволоки и… женских нейлоновых чулок (не хочу даже знать, где вы их возьмете). ;)

Еще хочется напомнить о такой вещи, как эластичный подвес — так называемый «паук». Он позволяет микрофону находится в подвешенном состоянии и защищает его от проникновения ненужных сигналов через микрофонную стойку и крепление. К тому же, в некоторых случаях, он является и изолятором, защищающим корпус микрофона от статического электричества. Такой подвес приобретается дополнительно, но бывает, что он входит и в базовую комплектацию.

И напоследок. В названии поста вы наверняка заметили слово «карандаш». При чем же он здесь? Дело вот в чем. Обычный карандаш, прикрепленный вертикально к сетке микрофона, по центру мембраны, являет собой простейший акустический деессер (deesser). Он позволяет снизить чрезмерное присутствие раздражающей свистящей буквы «С» и верхней составляющей буквы «Ш» в голосе. Это немного странно, но, все же работоспособно.

Однажды у меня попросили деессер SPL для осуществления записи в другой студии. Я его одолжил. Но, по закону подлости, в этот же день ко мне в студию нежданно пришли люди, и также с целью записать голос. Вариант с пост-обработкой программным деессером не подошел. Нужно было максимально избавиться от режущего звука «С» еще на входе — вот такая оказалась специфика голоса. И тут я вспомнил, что в бедные 80-ые годы часто применялся этакий дедовский способ — акустический деессер в виде вертикального карандаша! Не долго думая, я примотал синей изолентой к микрофону Neumann обычный деревянный карандаш и мы стали записывать тестовые дорожки.

Важный и солидный Neumann очень прикольно смотрелся с карандашом на своем фасаде, украшенном гламурной изолентой. Результат оказался вполне пригоден для работы, что вызвало всеобщее удивление. Легкая пост-обработка программным деессером аккуратно завершила процесс записи вокала. Думаю, что вы и так все поняли без объяснений, чем вызван данный эффект. Достаточно вспомнить школьный курс физики. Не вспомнили? ;) Тогда находим учебники и погружаемся в изучение раздела волн. В любом случае, это очень полезно для понимания многих акустических процессов.

На этом я закончу. Как нибудь я еще обязательно вернусь к рассказу о замечательных микрофонах Neumann, в будущем.

Успехов вам в творчестве!

Обсудить статью на форуме.

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

Не совсем понятно, каким образом вы приматывали карандаш к микрофону...можете описать подробнее, или может даже сделать фото ^_^

Ggg комментирует...

Берёте остро заточенный карандаш и с помощью двух тонких резинок от банковских упаковок крепите его к корпусу микрофона вертикально по высоте. В исходном положении карандаш должен находится впереди микрофона , между ртом и мембраной, и закрывать её до середины так , чтобы остриё грифеля приходилось точно на центр мембраны.

Собственно и всё. :)

Двигая карандаш вверх-вниз можно регулировать степень подавления свистящих согласных. Чем тоньше карандаш или более остро заточен, тем он настроен на более высокую частоту.

Если нужно подавить очень высокую частоту, то можно взять гвоздь или спичку.
Но как правило карандаш является оптимальным.

Способ подходит не только для конденсаторных микрофорнов, но и для динамических. Один раз я даже на концерте приматывал спичку изолентой к 58 ШУРУ

Анонимный комментирует...

Hart, any era's prime North western superstar, were definitely longtime buddies. https://imgur.com/a/soC7jUU https://imgur.com/a/vCiswaN http://voyqt4udqk.dip.jp https://imgur.com/a/DnieECJ https://imgur.com/a/MFA5ObC https://imgur.com/a/wnTj1Kz https://imgur.com/a/Bqc1O5O

Отправить комментарий