вторник, 10 марта 2009 г.

Домашняя студия. Микшерный пульт. Часть 1.

Микшерный пультПриветствую, коллеги!

Тема сегодня предлагается интересная и поучительная. А именно - микшерный пульт. Интересная она потому, что вопрос необходимости использования микшерного пульта в домашней студии пока открыт: есть и сторонники, и противники. А поучительная она вот отчего.

История микшерного пульта и последующее его смещение из флагмана студии в подсобный компонент, учит пониманию глубины и быстроты изменений, которые постоянно происходят в любой индустрии. И то, без чего сегодня, кажется, просто немыслимо обойтись, завтра может оказаться “пятым колесом в телеге”.

Однако, сразу оговорюсь. В больших, профессиональных студиях звукозаписи микшерные пульты никто пока не отменял. И думаю, вряд ли кто покусится на их статус и незаменимость еще пару десятилетий. Именно там, в студиях звукозаписи, эти сложнейшие инженерные творения демонстрируют свои уникальные возможности во всей красе и качестве.

Точно  так же немыслимо пока представить и проведение массовых мероприятий - концертов, показов и прочих шоу, без такого “неутомимого труженика”, как концертный микшерный пульт. Функциональное удобство в выполнении конкретных задач, простота эксплуатации, надежность конструкции и известная неприхотливость, обеспечат концертному микшерному пульту еще долгое время работы в данной нише без какой либо адекватной конкуренции.

Но, сегодня в поле моего зрения - пульт для домашней студии звукозаписи. Немного ранее, я уже заводил речь о микшерных пультах вообще. А вот теперь хотелось бы продолжить и кое в чем разобраться.

Лично для себя я давно определил функционал, который реализует микшерный пульт в рамках домашней студии. Это - удобное вспомогательное устройство для решения коммутационных задач, которое обеспечивает необходимую маршрутизацию и студийный мониторинг. И все. Почему только это?

Потому, что все былые классические задачи микшерного пульта в студии, теперь выполняет многоканальная звуковая карта. Она имеет на своем борту все необходимое для этого: инструментальные и микрофонные предусилители с регулировкой чувствительности по входу, фантомное питание для микрофона, и даже уж совсем необязательные пиковые индикаторы. Вся ее последующая архитектура, весь звуковой тракт, реализуется уже в программном виде. По сути, мы имеем в своем распоряжении тот же микшерный пульт, но только виртуальный. Он отображает протекающие внутри компьютера аудио процессы и позволяет гибко ими рулить.

Вот именно поэтому “железному” микшерному пульту остается лишь обеспечивать остаточные, “нецифровые" процессы. Что же к таковым можно отнести?

Например - мониторинг исходящего суммарного стерео сигнала. Другими словами, прослушивание  конечного результата работы ваших программных ресурсов. Вы можете направить сигнал с аналоговых выходов звуковой карты (имеется ввиду - стереопара) на два канала или на один стерео-канал вашего микшерного пульта. А затем, уже с выхода пульта (с main), переслать сигнал на ваши аудио мониторы. И с их помощью контролировать качество звука.

* Канал микшерного пульта имеет еще одно название – “линия” или “линейка”.

Точно так же можно обеспечивать мониторинг для звукорежиссера и для всех остальных участников звукозаписывающей сессии, т. е. для музыкантов или вокалистов, посылая им индивидуальный, т. е. дифференцированный сигнал в наушники. Почему индивидуальный? Потому, что “каждому – свое”. Почему именно в наушники? Ну, как минимум, по трем причинам.

Во-первых, таким образом микрофон певца не улавливает нежелательный звуковой сигнал, например, фонограмму, под которую происходит запись голоса, а только лишь полезный сигнал – голос. Во-вторых, совместно записывающиеся музыканты не мешают друг другу исполнять индивидуальные музыкальные фрагменты. В-третьих, звук, воспроизводимый наушниками, быстрее достигает барабанной перепонки, а значит и мозга, нежели звук из отдаленных аудио мониторов, что обеспечивает достаточную ритмическую точность исполнения материала во время записи.

Для обеспечения индивидуального сессионного мониторинга необходим микшерный пульт с несколькими подгруппами. Чтобы была возможность группировать его линии, следовательно и активные сигналы, в соответствии с поставленными задачами. Например, мы можем объединить линейки с сигналами хай-хэта, снэйра и кика. Это - элементы ударной установки. И уже в отдельной подгруппе задать им необходимый уровень громкости относительно других линеек или подгрупп – т. е. других инструментов, а так же применить в рамках каждой подгруппы общий эквалайзер, компрессор или звуковые эффекты, типа реверберации и дилэя.

А далее, на усмотрение звукорежиссера, обработанный сигнал с такой подгруппы может направляться как в общий микс, так и транслироваться на специальные отдельные выходы пульта. С подгрупп также можно выборочно направлять сигнал на выход звукорежиссерских наушников или на свичер - разветвитель звукового сигнала, к которому подключены наушники всех участников записи.

Ну, что же… Тема весьма обширная. Продолжу в следующий раз.

На связи!

1 коммент.:

Саша сенчанко комментирует...

Микшерные пульты вещь просто незаменимая для диджеев и других людей что обожают музыку. Но если вы не знаете где взять себе такой то вот отличный сайт http://www.pioneerdjstore.ru/catalog/mikshernye-pulty/ Где можно его приобрести себе по привлекательной цене, так что советую заглянуть)

Отправить комментарий