вторник, 14 апреля 2009 г.

Наушники. Контроль звука.

Sony MDR-7509 Добрый день или вечер!

Пришла пора написать очередной пост. Про аудио мониторы я поразмышлял, теперь настала очередь наушников. Скажу сразу. Наушники, это – вещь интимная. Не в плане использования, а в плане приятия. В плане комфорта и ощущений. Каждый выбирает себе этот важный звукорежиссерский фетиш сам. На свой вкус, опираясь на свои представления, руководствуясь своими индивидуальными запросами. А так же учитывая размер ушей, черепа и ежедневный объем работы. Ну и конечно руководствуясь своими возможными целями, и задачами в рамках домашней студии звукозаписи.

Профессиональные наушники подразделяются на звукорежиссерские и мониторные. Про аудиофильские, в которых меломаны часами прослушивают всевозможную музыку для вящего удовольствия, говорить не буду. А вот про первые два варианта – обязательно. Так же наушники делятся на открытые, полу-закрытые и закрытые. Наушники открытого типа, тоже - больше для гурманов от музыки. Потому, что использовать их во время записи, скажем, голоса, как средство аудио мониторинга для вокалиста, не представляется возможным.

Конечно, некоторые из них обладают запредельным частотным диапазоном. И сидят-то такие наушники на голове легко. Уши в них не устают и восприимчивость аудиосигнала со временем не уменьшается, и все вокруг слышно просто замечательно. Но ведь и звук, исходящий из них, благодаря открытой конструкции, тоже великолепно улавливается чувствительным студийным микрофоном, и, соответственно, записывается. А это вам совершенно не нужно.

Наушники полу-закрытого типа, в студии звукозаписи часто используют, как раз для обеспечения аудио мониторинга вокалистам и музыкантам. Они в меру глушат звук, как посторонний, так и свой. Уши в них устают не сразу. В общем – штука удобная в работе и весьма полезная. Но, что касается качества передачи звука, его достоверности и мощности, тут наушники полу-закрытого типа проигрывают наушникам закрытого типа.

В закрытых же наушниках уши устают быстро, слух постепенно, к концу работы, садится, а голова, порой, просто начинает трещать и болеть. Но, конкурентов, на мой взгляд, в звукорежиссерской специфике, этому типу наушников просто нет. Достаточный частотный диапазон, хорошее звуковое давление, достаточно гладкая АЧХ, изолированность от внешнего мира, надежная конструкция – вот веские аргументы в пользу наушников закрытого типа.

* По ГОСТу, звукорежиссеру рекомендуется работать со звуком не более четырех часов в сутки. По истечению указанного времени, судя по замерам, слух садится и звукорежиссер начинает выдавать все более неверные результаты работы. Думаю, что работая в наушниках, особенно в закрытых, звукорежиссер начинает “врать” намного раньше.

Когда я говорю про достоинства, я имею ввиду не все наушники такого типа. А только те, которые созданы специально для звукорежиссеров. Не всякий ширпотреб и хлам. А настоящий прибор и незаменимый инструмент профессионала. Естественно, что лично у меня есть любимые наушники. Куда без этого? Разрешите представить: SONY MDR-7506 (7509). Считаю их стандартом “де факто” в мире звукорежиссуры. И скорее всего, так думаю не только я. У них достаточно высокая цена. Порядка 8 тысяч рублей за модель 7506 и 10 тысяч рублей за модель 7509. Есть еще 7509 с меткой HD – эти стоят чуть дороже, но тоже стоит обратить внимание, если вы занимаетесь аудио с высоким разрешением и большим частотным диапазоном. Но настолько же высокая рабочая надежность, если уж о надежности зашла речь.

Одни такие наушники служат мне до сих пор верой и правдой аж с 99-ого года. 10 лет, как с куста. И ни одного нарекания, ни одного отказа. Хотя и ронял я их с разных высот – от метра до четвертого этажа. И садился на них с размаха. И наступал неоднократно и жестко. И сдавливал в сумке. И проливал на них воду и пиво. И мучил дикими перегрузками. И вообще. А они хоть бы что – работают и звучат. Супер. Возможно, что это только мои наушники такие - заговоренные? Скорее всего нет.

А по по своему звучанию SONY MDR-7506 мне очень напоминают аудио мониторы Dynaudio Acoustic BM6A. Уж очень схожая звуковая картинка. Не думаю, что это субъективное ощущение. Так что, эти два девайса отлично уживаются в паре. И показывают очень неплохие результаты. Вообще, советую подбирать наушники именно в контексте конкретных аудио мониторов. Если, конечно, есть такая возможность.

Кстати, вот краткие характеристики перечисленных моделей наушников от SONY:

MDR-7506 – диапазон частот от 10 до 20000 Гц, давление 106 дБ;

MDR-7509 – диапазон частот от 5 до 30 000 Гц, давление 107 dB;

MDR-7509 HD - диапазон частот от 5 до 80 000 Гц. давление 107 dB.

* Повторюсь. Работать над аудио материалом только в наушниках, пусть даже в отличных, нельзя. Обязательно нужно иметь адекватные аудио мониторы. Наушники в домашней студии только лишь гармонично помогают контролировать звуковую картину. Основным прибором аудио контроля для звукорежиссера являются именно аудио мониторы. В наушниках проверяются детализация, панорама, окончания и хвосты эффектов, мелкие звуковые артефакты и так далее. Это – своего рода аудио лупа. Для близкого рассмотрения звуковой картинки. Саунд в них не нарулить. Только лишь подсобрать, скоординировать и отшлифовать уже имеющийся, созданный при помощи студийных аудио мониторов. И даже потом, после этого, все равно вновь понадобится дополнительное прослушивание вашего микса через звуковые мониторы. И так далеко не один раз…

AKG K271 Studio Есть еще замечательные модели наушников от австрийской фирмы AKG. Тоже стоит обратить внимание всем интересующимся. Но я их использую, в основном, лишь как мониторные. Для обеспечения прослушки вокалистам и музыкантам. Они полузакрытого и закрытого типа, комфортные. Звучат очень неплохо. И имеют хорошую репутацию среди профессионалов. Например, AKG K271 Studio MK II - закрытого типа. Стоят они примерно 7 тысяч рублей. Имеют частотный диапазон от 16 до 28000 Гц, давление, правда, маловато – 91 дБ. Имеют функцию самоотключения при снятии.

* На всякий случай, хочу обратить ваше внимание на слабые места многих наушников. Это – подушечки и шнур. Подушечки, призванные обеспечить удобство и изолированность, очень быстро изнашиваются, порой рвутся. А шнур перегибается у основания разъема и в месте входа в сами наушники - происходит внутренний обрыв жилы. Еще очень часто кабель раздавливается ножками звукорежиссерского стула. Надо следить за этими моментами и быть более аккуратным. Да и вообще, аккуратность, как таковая, в работе звукорежиссера не помешает.

Про наушники в целом я рассказал. В общем, выбор за вами.

Удачи!

Обсудить статью на форуме.

25 коммент.:

Анонимный комментирует...

Спасибо за блог! Было любопытно почитать, очень полезно будет новичкам, теперь есть куда посылать людей с вопросами по звуку:)

Big Black Rat комментирует...

Спасибо за отзыв! Всегда пожалуйста. :) Готовится много новых тем. Думаю, будет интересно.

Анонимный комментирует...

Отлично:) Обязательно прочитаю.

JustasZT комментирует...

Доброго времени суток!
Могли бы вы сказать пару слов о Sennheiser HD 280?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте!

А могли бы Вы сказать, для чего используются Вами Sennheiser HD 280 (PRO?): звукоинженерный контроль, вспомогательный мониторинг, диджеинг, прослушивание музыки?

Анонимный комментирует...

День добрый!
Интересно, знаете ли Вы о существовании наушников Ultrasone? Если слушали, то могли бы отрекомендовать? Например модель PRO 550.

Анонимный комментирует...

По Ultrasone вопрос конечно косается применения в домашней студии. Для мониторинга.

Big Black Rat комментирует...

О существовании наушников Ultrasone я знаю. Но лично никогда ими не пользовался. Судя по описанию именно вашей модели, она вполне может подойти для мониторинга в условиях домашней студии. Но, в каждом отдельном случае, выбор наушников сродни покупке "кота в мешке". Почему? Объясню.

Роль таких факторов, как индивидуальность условий работы, атрибутов жанра, физиологических свойств слуха конкретного человека, его привычек, как и его сложившихся стереотипов (вообще) звучания, etc., настолько велика, что я бы всем рекомендовал брать наушники (лучше несколько) на сравнительный тест в свою домашнюю студию.

Легко сказать, что вот эти наушники (или еще что-то) подходят, а эти вот - нет. Но, сложно быть в этом вопросе максимально объективным не используя их на протяжении какого-то времени. Показатели вроде бы хорошие, ценовая категория, отзывы и пр. - тоже вполне себе. Но, тут Вы правы, - надо именно слушать.

JustasZT комментирует...

Редко тут появляюсь.. У меня к сожалению нет соответствующего образования, чтобы легко оперировать терминами, надеюсь не ошибиться. Вообще использую их уже, да. Как мониторные при контроле записи, после - попеременно с колонками (ибо предполагаю, что пока нет нормальных мониторов, качество звука в наушниках получше будет), причем с нестандартными амбушюрами, без оригинальной звукоизоляции - звук получается как в полуоткрытых. Потом уже "шлифовка", как вы и говорили, снова в закрытом варианте.

Big Black Rat комментирует...

Отвечаю JustasZT:

День добрый! Ну что же. Наушники, как наушники. Это я про Sennheiser HD 280. Каждый, как может решает свои задачи, тем, что есть у него в распоряжении. Sennheiser HD 280 в этом смысле довольно неплохой выбор.

Однако, я все время замечаю (это относится ко многим написавшим в блог "Звукорежиссер"), что почти все обеспокоены поиском панацеи, универсального и безошибочного метода, или уникального по возможностям прибора, которые бы закрыли раз и навсегда все недоразумения и просчеты звукорежиссера. Уверяю вас, этого не бывает и никогда не будет.

Есть некая граница, после которой совершенствовать технологию процесса уже нет смысла и дальнейшее наращивание мощностей сильно смахивает на фетишизм. И порой поиск очередного актуального "артефакта", если не заменяет собой реальный творческий процесс, то уж точно отвлекает от повседневной работы, которая приносит опыта неизмеримо больше, как и результатов, нежели самые волшебные и самые новейшие примочки звукорежиссера...

Однако, если же у вас есть возможность воспользоваться, по стечению обстоятельств, различными методами контроля, то сделайте это. Но вы должны иметь в своем распоряжении свои личные, проверенные многими условиями, контрольные записи. Это могут быть как ваши работы, обкатанные на многих площадках, так и работы сторонних авторов. Так называемые эталонные записи.

Сравнивая и разбирая саунд по деталям, можно отлично настроить свой собственный рабочий процесс в студии. Это касается работы аудио мониторов, наушников, различных анализаторов. И субъективной реакции звукорежиссера это тоже касается. Оптимизируйте свой рабочий процесс.

У меня была отличная возможность, это я к примеру, проверять саунд, находящийся в работе, одновременно с помощью многих приборов: это Dynaudio Acoustic BM6A, установленные в двух различных контрольных комнатах, это пассивные аудио мониторы JBL 4410, это наушники Sony MDR-7506, AKG K271 Studio, AKG K240, Sennheiser HD 590, Sennheiser HD 25-1-II и даже мониторы JBL EON15P-1. Не считая пары китайских "мыльниц" и самодельного монофонического громкоговорителя. По возможности, все это так же прослушивалось на клубных и концертных системах, во время настройки звука, скажем.

В такой ситуации сложно не заметить все свои недочеты, как и различия с эталонными записями. И внести соответствующие корректировки в работу.

Не ищите кнопку "крутой саунд", а как можно чаще практикуйтесь, прислушивайтесь, отмечайте детали каждой услышанной аранжировки и саунда.

Удачи!

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Большое спасибо за подробную информацию. Я вот вчера купил SONY MDR-7506 HD. Но перед тем как купить я вычитал кое где что у них немного придавленны частоты в районе 1 - 5 Khz и ощутимый акцент в районе 400 - 600 Hz. Если честно, подумал что это всякие там доморощенные звукачи умничают, но вот теперь сам слушаю и... насчёт средних не уверен, но вот 400 - 600 действительно чуть выпирают. Как с этим бороться? Надо ли с этим бороться?) Вобщем, если вас не затруднит, скажите что нибудь) А вобщем мониторы отличные!

Big Black Rat комментирует...

Добрый день! Во-первых, поздравляю с замечательной покупкой. :) Во-вторых, забудьте обо всем, что Вам сказали про "выпирание" или "придавливание" частот.

Каким образом Вы установили наличие данной неравномерности? Почему Вы решили, что это Ваше наблюдение может оказать негативное влияние на конечный материал? Вы просто действительно начитались того, что пишут техно-фетишисты. Но ведь Вам работать с, так сказать, "высокими материями", творчеством заниматься, так? А не писать диссертацию на тему "Из чего и как сделаны наушники". Вы попробуйте просто забыть про чужое прочитанное мнение - результат работы с этими наушниками будет очень хорошим. Но не ограничивайтесь только контролем посредством наушников, так как, это - неправильно. Обязательно воспользуйтесь аудио мониторами. И вообще, проверять и перепроверять звук разных аудио системах, на первых порах работы, это - нормально.

Даже купив шикарную машину, человеку нужно вначале приспособиться к ней. Но, когда он это сделает, он начинает получать удовольствие от езды, да и сама езда становится быстрой, комфортной и безопасной. Так и с контролем в студии. Ко всему новому нужно немного привыкнуть. :)

Анонимный комментирует...

http://www.stereohead.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=258


Поймите меня правильно, работать то с ними можно и даже очень,просто вот прочитал и закралось так сказать сомнение. Хочется всё прояснить, тем более что подъем на 400 - 600 Гц действительно заметен (на мой собственный слух заметен).

Big Black Rat комментирует...

Вот ведь какая штука. :) Важно понять, что SONY MDR-7509 HD, это – не наушники для меломанов или каждодневного прослушивания любимых композиций. А прежде всего, это – рабочий инструмент. И рассматривать их надо именно в этом контексте.

Эти наушники правильно передают звучание, как отдельных элементов записи, таких, как вокал, так и отдельные инструменты: струнные, духовые, щипковые… Звук передается со всеми свойственными и достоверными оттенками, чтобы звукорежиссер мог принимать наиболее верные решения при создании саунда.

Если Вам были нужны наушники для услады слуха, то надо поискать другие варианты. Никаких проблем со спецификой звучания у этих наушников нет. Есть специальные моменты, учтенные при их конструировании. Скорее всего они Вас и смутили, а более этого смутила бестолковая заметка в интернет-магазине, которую вы прочли по указанной Вами ссылке.

Жаль, что у Блоггера нельзя вставить в комментарии картинку – я специально ее взял на одном из японских аудио форумов, чтобы Вы убедились в недостоверности мнимых утверждений.
Поэтому - ссылка:

http://www.geocities.jp/ryumatsuba/mdr-7509hd_f.gif

К тому же, то, что Вы наблюдаете некие изменения в АЧХ может быть следствием не наушников, а усилителя, т. е. источника сигнала. Возможно, он изначально имеет кривую АЧХ. Потому, что в графике АЧХ SONY MDR-7509 HD в районе 400-600 Гц имеется не выпуклость, а впадина. Правда, она чуть меньше, скажем, чем у MDR-7506… Как Вам такое?

Все в порядке. Работайте на здоровье. :)

Анонимный комментирует...

Спасибо большое! Я теперь спокоен на 100%) Всё таки если один человек сказал что в районе 400-600 Гц подъём, а другой сказал что впадина , то есть шанс что что истина где-то посередине)) На самам деле мониторы вполне даже нормальные. Ещё раз спасибо)

Big Black Rat комментирует...

На здоровье! :) Рад был помочь.

Unknown комментирует...

Доброго времени суток!Большое спасибо за блог-содержательно и интересно.Прочел пост о наушниках возник вопрос:каким образом достигается нижний предел частотного диапазона 5 Гц в наушниках?Если брать акустическую систему с диффузором динамика порядка 12-16 дюймов ,тип акустического оформления закрытое(по моему мнению фазоинвертор дает ну очень грязный бас)получается литраж этой системы порядка 270 л-это холодильник среднего размера,при этом нижняя частота системы в районе 20-22 Гц.Сам вопрос:каким образом мембрана наушника может достигать столь впечатляющих результатов?))

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Вы попытались сравнить несравнимое. :)

Низкочастотные волны маленький динамик излучать не способен, но, располагаясь очень близко к слуховому проходу, мембрана словно бы впихивает в слуховой канал низкочастотные колебания. По этой причине, звук наушников так отличается от звука акустической системы. Сравнивать эти две ситуации нельзя. Они просто имеют различную природу.

Чтобы усилить эти полезные тенденции наушников, при производстве диафрагмы используются специализированные и дорогие материалы. Мембрана имеет при этом линейность и высокий уровень внутреннего демпфирования. При этом практически исключается появление стоячих волн. Кроме этого, толщина самой мембраны - неодинакова, то тоже способствует особенности звучания.

Еще один фактор. Когда мы одеваем наушники, то ушная раковина фактически выпадает из процесса формирования звуковой картины, не участвует в в формировании АЧХ. В этом случае, АЧХ наушников не может быть ровной, это бы произвело неприятное впечатление на наш слух. Она определенным образом выверена и поправлена. Вот и в области НЧ тоже существует определенная коррекция.

Что касается динамики, то надо учесть, что она проявляется не так, как при работе акустической системы. Ход диффузора наушников сильно уступает ходу диффузора динамика монитора, и при определенных, пороговых частотах - тем более...

Скомкано и примерно, но, как-то вот так.

И давайте далее - на форуме. Удачи!

Анонимный комментирует...

А если такой вопрос: Что бы вы выбрали, Сони MDR7506 или Сенхайзер HD280 в качестве мониторных ушей? И еще, чт из себя представляют модели Сони V600?
ПС. Хороший у вас блог)

Анонимный комментирует...

да, в догонку, еще такой вопрос! Где производятся MDR7506?

Big Black Rat комментирует...

Здравствуйте. Давайте лучше на форуме "Звукорежиссер": http://audioproducer.soundguru.ru

В блоге не очень удобно общаться.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста - наушники для контроля до 10000р
выбор Вами любимые сони, сенхайзеры 650, баеры 250 или 880. Сони не слышал! Уши подстрою :)...
И смежный вопрос, как Вам мониторы Tennoy RP 6.5
Заранее спасибо!

Анонимный комментирует...

P.S. SONY MDR-7506 или SONY MDR-7509 HD

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за пост!
Интересно Ваше мнение о наушниках Audio-Technica ATH-A700?
Или всё же Sony MDR-7506 будут лучше? У первых диапазон вроде пошире...
P.S. Для написания электронной музыки в домашних условиях:)
Заранее спасибо!

Анонимный комментирует...

Всем здравствуйте!
Очень рекомендую такие наушники:

German Maestro GMP 8.35 D
http://doctorhead.ru/catalogue/?i=1488&p=1&pr=158&order=4&inum=2

Shure SRH 840
http://doctorhead.ru/catalogue/?i=1162&p=1&pr=60&order=4&inum=2

CEC HP-53
http://doctorhead.ru/catalogue/?i=955&p=1&pr=69&order=4&inum=2

Отправить комментарий