среда, 11 февраля 2009 г.

Домашняя студия. Этап 1.

Странное сочетание, не правда ли?Всем привет!

Уверен, что многие хотят узнать достоверно: возможно ли собрать в домашних условиях небольшую, бюджетную домашнюю студию для работы с аудио и с музыкальным материалом, и насколько качественным, в этом случае, может быть исходящий продукт?

Отвечаю просто. Собрать конечно возможно. Продукт так же может быть достаточно качественным, чтобы быть принятым издателем для последующего мастеринга и, собственно, издания. * Про недобросовестных издателей, а точнее про слишком предприимчивые студии звукозаписи, поговорим чуть позже.

Логично возникают другие вопросы. На чем лучше сэкономить деньги, а на чем экономить “себе дороже”? Как создать приемлемые условия для творчества и комфортной работы? На что следует обратить особое внимание на этапе подготовки оборудования и помещения? Кто из производителей оборудования и аудио софта может быть интересен именно для работы “на дому”? И что это такое вообще – домашняя студия?..

Отвечаю по-порядку. Когда вы готовитесь к организации у себя, скажем, в квартире или небольшом офисе аудио студии, то первое, на что надо обратить внимание, это – помещение и его индивидуальные условия. Всегда найдутся нервные соседи, которые будут портить вам настроение и результат. Поэтому максимально возможно изолируемся от внешнего мира. Я пока буду говорить об достаточно идеальных условиях.

По-бытовому. На окна – толстые шторы, можно в два слоя, желательно на небольшом расстоянии друг от друга. Это не спасет вас от отражений и других звуковых артефактов, но хотя бы отчасти уменьшит их количество. Потому, как стекло и отражает звук неплохо, и резонирует от него. На пол можно постелить что ни будь ворсистое и плотное. Будет копиться пыль, но таким образом мы хоть немного устраним влияние гладкой поверхности пола.

Стены. Углы. Это - отдельный момент… Не надо питать иллюзий, что наклеив пенопласт, а так же пенополиэтилен, поролон, “армстронг”, парафон или обычную перфорированную гипсовую плитку, мы разом решим проблему звукоизоляции и отражений.

В больших студиях все учитывается еще на стадии проектирования здания или конкретного помещения. Особая кладка “елочкой”, качающиеся стены на псевдо-фундаменте из резины, полости между внутренней и внешней стенками, особые отделочные материалы и “звуковые ловушки” - вот только малая часть всех ухищрений, на которые идут серьезные студии. А в нашем случае, в нашей домашней студии звукозаписи – все гораздо скромнее и проще.

Но все же кое что сделать можно. Главным изолирующим элементом был и остается… воздух! Так как звуковые волны передаются в твердых телах и быстрее и дальше, и следовательно сильнее, то решающую роль тут играет последовательная комбинация стенок и полостей. Приведу примитивный пример. На стены крепятся деревянные рейки, которые обеспечивают отступ от несущей стены 5-6 см. …Да. Забыл сказать, что лучше выбирать стены именно несущие: кирпич, бетон. А не переборки из гипсокартона. И само помещение должно быть не совсем маленьким, лучше, по-возможности, побольше.

Так. Продолжу. Деревянные рейки обеспечат нам пространство между стеной и тем, что мы будем крепит на них. А крепить можно “толстый” пенопласт. В сложной схеме: гипсокартон – далее снова рейки и уж потом – пенопласт. На саморезы или на “жидкие гвозди”, это уж вам решать… А вот пространство у самой стены можно попробовать заполнить либо раскрошенным пенопластом, либо керамзитом. Поверх пенопласта можно уже крепить “армстронг” или парафон.

Армстронг  Парафон

Не стоит забывать и про дверь, которую лучше сделать двойной и так же “укрепленной” рифленой пористой плиткой. Потолок по возможности следует так же изолировать панелями из “армстронга”, положив их на направляющие, устроив как бы второй потолок, расположенный значительно ниже. Мягкая мебель и прочие естественные гасители звуковых отражений – приветствуются. Вот этот минимум может иметь место при создании вашей маленькой домашней студии.

В следующий раз я расскажу про электричество, заземление и статику. А так же про организацию рабочего места.

До встречи!

2 коммент.:

minik комментирует...

Вопрос Уважаемому Автору: вы имеете в виду звуковые ловушки, упомянутые в книге Philip Newell - Project studios? После её прочтения я всерьез задумался над этой идеей. По моим прикидкам в первом приближении, РЕАЛЬНО разместить конструкцию в комнате 3х4х2,7м. Если немного упростить схему - на материалы понадобится $400-500. Т.е. практически те же деньги, что и на пенопласт с парафоном. Но в результате я ожидаю получить НАСТОЯЩУЮ контрольную комнату для правильного мониторинга! Неподготовленная комната убивает любые мониторы... Схема с ловушками выглядит убедительно, Ньюэлл физикой процесса аргументирует безупречно. Может, Автору довелось СЛЫШАТЬ такие помещения?
Или есть другие испытанные на людях рецепты?

Big Black Rat комментирует...

День добрый.

Подобные комнаты я встречал, но, правда у меломанов, которые обустраивают себе специальное помещение для прослушивания музыки. Часто попадалась проектная документация на эту тему. В реальности все протекает в более спартанских условиях... В принципе, в этой книге действительно есть весьма полезные мысли. Трудно сомневаться в правильности изложенного. Рекомендую данную книгу к прочтению.

Однако, что касается присутствия и поведения низких частот - тут сложно отделаться ловушками или поглотителями. Тут необходимо решать проблему на уровне капитального ремонта, вплоть до переделки стен, включая их основание. Да и исходить надо от заложенной проекционной мощности контрольной вашей аудио-мониторной системы.

Однако уверен, что звуковые свойства готовой фонограммы, как и субъективное впечатление от нее, будут значительно варьироваться в контрольных комнатах разных студий. И все будут утверждать, что именно их акустическая оптимизация помещения самая верная. :)

К тому же, в условиях домашней студии не всегда имеется, так сказать, бытовая возможность привнесения спец-элементов в само помещение, в отличии от именно специализированной музыкальной студии. Человеку иногда сложно избавиться даже от шума системного блока под столом, не говоря уже об каких-то акустических нюансах. :)

Удачи!

Отправить комментарий